«Сотни лет расходиться широким кругам по огромной воде молчаливой реки… Выше всех Эверестов — Мамаев курган! Зря об этом в учебниках нет ни строки.» Роберт Рождественский
Сталинград (с 1961 года Волгоград) известен как город, в котором в Великую Отечественную Войну на протяжении 200 дней шли ожесточённые бои за каждый квартал и каждый дом. Именно Сталинградская битва стала переломным моментом в ходе войны. Здесь же расположился Мамаев курган – массовое захоронение солдат, которые ценой своей жизни защищали город.
15 октября 1967 года в Волгограде состоялась открытие грандиозного мемориального комплекса Мамаев курган и, в частности, памятника «Родина-мать зовёт». Строительство шло 9 лет. В 2008 году его признали одним из семи чудес России.
История Мамаева кургана
Мамаев курган — достопримечательность Волгограда, возвышенность в Центральном районе города, справа от Волги. Он был отмечен особым статусом ещё в то время, когда город носил название Сталинград. Площадь всемирно известного и самого большого военно-мемориального комплекса, возведённого в честь победы в Сталинградской битве, составляет 26 гектаров. Каждый год к Мамаеву Кургану приходят порядка 2 миллионов человек.
Говоря о топониме «Мамаев курган», нельзя однозначно установить его этимологию. Существует несколько версий о его происхождении. Так, есть предположение, что Мамаев курган — это антропотопоним, то есть название, произошедшее от имени человека — золотоордынского хана Мамая. Возможно, во времена зависимости Руси от Монгольской империи на этой возвышенности находился сторожевой пост темника Мамая.
Есть ещё одна схожая с предыдущей версия, согласно которой здесь был захоронен Мамай. Другие предположения связаны с лингвистической стороной слова «мамай». Считается, что оно переводится с татарского как «бугор» или «курган». Если же обратиться к древнетибетскому, слово «мамай» встречается и здесь и значит «мать мира». Эта версия больше остальных импонировала народу после победы в Великой Отечественной войне.
Ранее Мамаев курган назывался просто бугром. Считается, что особое значение для местного населения он имеет уже не один десяток столетий. Так, ещё до нашей эры эта возвышенность была сакральным местом для сарматов, населявших волгоградские земли. Доказательством этому служит то, что учёные обнаруживали многочисленные находки, которые свидетельствуют о проводившихся здесь ритуальных обрядах.
Важным местом курган был и для скифов, живших на территории современного Волгограда. Считается, что именно здесь во времена скифских походов Кира II и сына Дария в VI в. до н. э. им был нанесён решающий удар. Несмотря на то что персидский царь Кир II Великий обладал большим войском и возвёл, по свидетельствам Геродота, каменную крепость на Мамаевом кургане, царю не удалось отбить эти земли у скифов.
Спустя 18 лет после неудачного похода, в 512 году до н. э., вторую попытку разбить скифов, расширить свои земли и найти здесь несметные сокровища предпринял новый персидский царь — Дарий. Со своей армией в 800 тысяч воинов он двинулся на Скифию, однако местное население по-прежнему не захотело вступить в открытый бой против воинов, численность которых превышала количество скифов в десятки.
Скифы предпочитали партизанскую борьбу и тактику «выжженной земли», позволявшую им истощить врага, расстроить порядок в войске и сломить его боевой дух. Скифы отступали, уничтожая всё за собой, а за ними шла персидская армия, испытывая голод и недостаток воды. Когда войско дошло до реки Оар, современной Волги, оно здесь остановилось, а сам правитель Персии поднялся на Мамаев курган.
Разбив в районе Мамаева кургана лагерь, персидская армия оказалась окружена скифами, которые нападали на воинов каждый раз, когда те пытались сдвинуться с места, чтобы достать еды. Отчаявшись, Дарий под покровом ночи был вынужден бежать со здоровыми воинами, бросив лагерь с частью имущества, животными и больными и ранеными персами. Считается, что после этого военных действий здесь не было более тысячи лет.
Достоверно неизвестно, был ли здесь Мамай, однако в конце XIV века на Мамаевом кургане точно стояли войска Тамерлана, собиравшегося завоевать волжские земли. Установив на стометровой возвышенности юрту, Тамерлан провёл в ней всего несколько часов, когда ночью он приказал военачальникам собираться и возвращаться обратно. Несмотря на неожиданное решение, приближённые повиновались легендарному завоевателю.
За всю свою завоевательскую деятельность Тамерлан лишь один раз развернул своё войско. Говорят, что долгое время все были в неведении, что стало причиной отступления, пока перед смертью основатель империи Тимуридов не рассказал о видении, которое пришло в ту ночь. Приближённые узнали, что ему явилась красивая женщина с большим мечом, приказавшая вернуться на родину, если он не хочет, чтобы его войско было уничтожено.
На несколько столетий на Мамаевом кургане снова воцарилось спокойствие, вплоть до начала Великой Отечественной войны. В это время бугор стал Высотой 102 — так он обозначался на картах из-за соответствующей высоты над уровнем моря. С холма контролировался практически весь Сталинград, а также территория за Волгой. Во ходе Сталинградской битвы здесь проходили наиболее тяжёлые бои.
За Высоту 102 сражались на протяжении 135 суток, с осени 1942 года по начало февраля следующего года. За это время здесь погибло около 35 тысяч красноармейцев. Из-за огня артиллерии, пуль и осколков снарядов (от 500 до 1200 шт./ м²) склоны холма даже в снег были тёмными, а первая растительность стала пробиваться тут лишь ближе к 1960-м годам.
Каким был первый памятник?
Не все знают, что самый первый памятник на Мамаевом кургане был сооружён по следам боёв и имел весьма скромный вид. По словам завотделом экспозиционно-выставочной работы музея-заповедника «Сталинградская битва» Светланы Аргасцевой, он был сделан из подручных материалов бойцами 284-й стрелковой дивизии полковника Николая Филипповича Батюка.
– Скромный обелиск высотой всего в несколько метров, выполненный из дерева, тогда венчал собой братскую могилу, где покоились более тысячи защитников легендарной высоты, – говорит Аргасцева. – Сохранился фотоснимок митинга на открытии памятника с выступлением на нём Николая Батюка.
Идея же создания грандиозного, масштабного мемориала героям Сталинградской битвы именно на Мамаевом кургане пришла далеко не сразу, хотя решение о необходимости главного монумента, посвящённого битве на Волге, было принято ещё во время войны. Уже в марте 1943 г. в Сталинград приезжает группа московских архитекторов во главе с президентом Академии архитектуры СССР Алексеем Щусевым. Предполагалось, что такой памятник появится на центральной площади возрождённого Сталинграда.
Масштаб – всенародный
Уже в сентябре 1944 года комитетом по делам архитектуры при Совнаркоме СССР и Союзом советских архитекторов был объявлен конкурс на эскизный проект главной площади города Сталинграда с монументом героическим защитникам города. В центральных газетах было опубликовано сообщение ТАСС о его проведении, так что конкурс имел всенародный масштаб. За лучшие проекты были назначены денежные премии от 5 до 20 тыс. руб. – немалые для военного времени суммы.
Конкурс был открытым, в нём участвовали все желающие – как профессиональные архитекторы, так и энтузиасты-самоучки. В итоге пришло множество работ, причём не только в виде строгих чертежей и схем: были эскизы-наброски и даже рисунки от красноармейцев и рабочих.
– Некоторые работы приходили от бойцов из действующей армии, с передовой, которые рисовали свои идеи на клочках бумаги урывками, в перерывах между боями, – говорит Светлана Анатольевна. – И хотя ни один из представленных на конкурс проектов в конечном итоге не был реализован, многие принципы и идеи участников нашли затем своё воплощение в послевоенном восстановлении Сталинграда.
Среди представленных работ можно выделить те, которые включали в проект главного памятника Сталинградской победы музей и панораму битвы. Например, это проект архитектора Александра Алаторцева.
Так, по проекту Алаторцева, в пьедестале главного памятника героям Сталинграда должны были разместиться залы с экспонатами. На крыше зала, которая одновременно могла быть обзорной площадкой, располагалась скульптурная группа с красноармейцем, краснофлотцем и вооружённым рабочим. За этой группой следовала круглая ротонда панорамы «Сталинградская битва». Музей и панорама соединялись «Галереей героев», перед мемориалом должен гореть Вечный огонь. Как видим, многое воплотили.
Некоторые авторы пошли ещё дальше, представляя памятник Сталинградскому сражению в виде большого мемориального комплекса. Так, французский архитектор Кормье назвал свой проект «Самая крупная победа всех времён» и предложил создать комплекс из пяти музейных зданий, расположенных как лучи пятиконечной звезды, в центре которой высится 200-метровый меч, пронзающий немецкую каску.
«Имя Сталинград должно быть увековечено в истории памятником, достойным его величия», – писал Кормье в пояснительной записке.
Но ещё более масштабной оказалась идея архитектора Андрея Бурова «Сталинградская эпопея». Он предложил симметричную композицию: от берега Волги поднимается двухпролётная лестница с пандусами, а в её завершении располагается триумфальная арка. Главный монумент мемориала – 150-метровая пирамида, на верху которой горит Вечный огонь. Длина основания постройки – 236 метров, она состоит из 19 уступов, высота каждого – 8 метров.
Как отмечают специалисты, при всех недостатках проект Бурова – первый из вариантов мемориала, в котором используется система отдельных композиционных звеньев, нанизанных на единую смысловую ось. Именно эту идею впоследствии использовал в своём проекте памятника-ансамбля Евгений Вучетич.
Один из самых фантастических проектов, представленных на конкурс, принадлежал красноармейцу Черкасову из действующей воинской части. Его идея-рисунок предполагала строительство единого города-памятника, заключённого в пирамиду. В её основании лежал узел транспортных путей, выше находилась ГЭС, обеспечивающая город электроэнергией, а во внешней части располагались бы жилищно-культурные зоны. На вершине пирамиды в виде земного шара размещался бы аэропорт. Ещё выше из земного шара был поднят мощной рукой вертикально стоящий меч, его вершину венчала пятиконечная звезда.
Лучшая идея
Разработка реального проекта и создание скульптуры в конечном итоге были выполнены в 50-60-е годы главным автором мемориала, народным художником СССР Евгением Вучетичем. Член студии военных художников им. Грекова, участник ВОВ, Евгений Викторович был уже известен как создатель памятников, увековечивающих славу героев войны в берлинском Трептов-парке. Не всем известно, что в предварительной разработке было несколько вариантов проекта главного монумента. В частности, на одном из них Родина-мать не стоит с гордо поднятой головой и мечом, а… сидит рядом с коленопреклонённым воином.
Окончательное решение вопроса о том, как должен выглядеть образ Родины-матери, было принято только в 1963 г. В начале работ был сооружён фундамент глубиной 16 м. Вокруг него насыпали холм, на восточном склоне которого перезахоронили останки 34 505 защитников Сталинграда. В 1964 г. возвели строительные леса, смонтировали гигантский кран и специальный подъёмник. С их помощью вели сооружение главного монумента.
На площадках лесов по частям собирали скульптуру. Внутри формы была сооружена опалубка. Её постепенно наращивали, одновременно укладывая бетон и уплотняя его мощными вибраторами. Толщина железобетонной стенки между гипсовой формой и деревянной опалубкой – от 30 до 90 см.
В 1965 г. создание скульптуры было завершено. В мае 1967 г. был установлен и закреплён металлический меч, изготовленный на заводе «Красный Октябрь». Впоследствии, в 1972 г., он был заменён другим – из титанового сплава с прорезями-отверстиями, способным выдерживать мощные ветровые нагрузки.
При этом мало кому известно, что меч Родины-матери скопирован с подлинного оружия, принадлежавшего в XII столетии русскому князю Всеволоду-Гавриилу Псковскому. За 70 лет до Александра Невского он этим мечом бил врагов, пришедших на русскую землю.
Фото стройки и возведения памятника «Родина мать зовет»
Достопримечательности Мамаева кургана
Входная площадь. Горельеф «Память поколений».
У подножия Мамаева кургана начинается историко-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане».
Начиная со Входной площади посетители знакомятся с мемориальным комплексом Мамаева кургана, который состоит из нескольких скульптур, площадей и других сооружений. Площадь у подножия вытянулась вдоль проспекта имени Ленина на сотню метров. Она вымощена плитками из гранита и декорирована клумбами.
Вводная композиция Входной площади — это горельеф «Память поколений». Многофигурная композиция была выполнена скульптором Вучетичем и представлена жителям Волгограда в день открытия памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» — 15 октября 1967 года. 8-метровый в высоту горельеф растянулся в длину на 17 метров. На нём вдоль каменной полуразрушенной стены в скорбном молчании движутся люди. Впереди – мужчина с девочкой, несущей скромный букет цветов. Рукой, простертой в сторону кургана, он как бы указывает путь остальным. По другую сторону женщина с дубовой ветвью – символом вечной славы.
Здесь же, на входной площади, расположены тумбы со священной землёй городов-героев СССР и мемориальная стела с словами:
Пройдут годы и десятилетия. Нас сменят новые поколения людей. Но сюда, к подножию величественного монумента победы, будут приходить внуки и правнуки героев. Сюда будут приносить цветы и приводить детей. Здесь, думая о прошлом и мечтая о будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни.
Аллея пирамидальных тополей
От входной площади первые семь маршей гранитной лестницы, поднимают нас на высоту 10 метров от проспекта Ленина к Аллее пирамидальных тополей. На широких ступенях лестницы – слова, с которыми шли в бой защитники Сталинграда: «За нашу советскую Родину – СССР!» Эти слова начертаны также на медали «За оборону Сталинграда».
Вдоль аллеи протяжённостью 223 метра и шириной 10 метров, проложенной по гребню искусственной насыпи, словно замершие плечом к плечу в строю почётного караула солдаты, стоят величественные тополя, открывая масштабную перспективу следующих монументов Мамаева Кургана. В праздники вдоль этой Аллеи устанавливаются парадные знамёна.
Площадь Стоявших Насмерть
Очередные 3 марша гранитной лестницы за Аллеей тополей приводят к площади «Стоявших Насмерть», представляющей собой квадратный участок, площадью в 4225 кв. м. Это один из главных композиционных элементов мемориального комплекса, созданный также Вучетичем. В центральной части площади Стоявших Насмерть расположен круглый водный бассейн, в котором стоит памятник собирательному образу защитника Сталинграда. Скульптура возвышается более чем на 16 метров.
Волевое лицо бойца сосредоточенно и чуть повернуто, брови сдвинуты. В одной руке защитника зажата граната, другая держит наготове автомат. Каждый мускул напряжен до предела. Внешне черты солдата-защитника напоминают командующего 62-й армии маршала В. И. Чуйкова.
По словам Евгения Вучетича, «это – аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу – несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы».
На скальном основании монумента лозунги:
«Стоять насмерть» «За Волгой для нас земли нет» «Ни шагу назад!» «Каждый дом – это крепость» «Не посрамим священной памяти».
С этими словами солдаты шли в бой, такими надписями они покрывали стены обороняемых зданий.
Когда мы стоим рядом, эта мощная фигура закрывает собой скульптуру Родины-матери так же, как закрывали собой оборонительные рубежи красноармейцы Великой Отечественной войны.
«Стены-руины»
От фигуры Защитника Сталинграда проходим следующие 5 маршей гранитной лестницы между двумя памятными стенами-руинами, поставленными под углом друг другу и сходящимися в перспективе. Это — символ стен города, разрушенных обстрелами, бесчисленными бомбежками, выщербленных прямым попаданием снарядов, автоматными очередями – свидетелей яростных боев зимы 1942-43 годов.
Стены почти сплошь покрыты изображениями и надписями, из них рельефно выступают фигуры людей. Те, кто, выстояв, победил смерть, словно впечатались в бетон, обретая вечную жизнь в памяти людей. В дополнение из скрытых репродукторов слышны звуки боя, песни Великой Отечественной войны, сводки Совинформбюро, передавая общий дух Сталинградской битвы и душевное состояние её участников.
Суть содержания левой стены – клятва защитников Сталинграда: «Ни шагу назад!». Фигуры, изображенные здесь, более статичны, выполнены вертикальными линиями. Шинели и оружие, выложенные из блоков, как бы отпечатаны на поверхности стены. Бойцы с поднятыми вверх автоматами произносят священную клятву, а наверху монумента стоит с винтовкой снайпер 62-й армии Сталинградского фронта и Герой Советского Союза Василий Зайцев. Бойцы и стена – одно целое, один материал. Это образы героев, давших клятву ни на шаг не отступать назад. Всюду надписи, передающие накал битвы: «За Волгой для нас земли нет!..», «С нами миллионы людей…», «В наступление, товарищи!», «Здесь стрелял каждый камень». Над неподвижными фигурами молодых солдат в камне застыла неумолимая фраза: «Все они были простыми смертными»…
Тема правой стороны – «Только вперед!» – отражена иным ритмом изображений. Тут преобладают диагональные линии, передающие боевой порыв, стремление вперед. Выполняя клятву, в бой переходят пехота, танки, бьет артиллерия. На стене много надписей, которые взяты из документов военных лет, со стен разрушенного города: «Я из 62-й!», «Врывайся в дом вдвоем: ты и граната», «Только вперед!».
Длина каждой стены составляет 46 метров, а высота достигает 17,5.
Площадь Героев
За стенами-руинами открывается следующая площадь — площадь Героев с огромным (размером 26,6 x 86 м) прямоугольным водным бассейном в центре. По замыслу авторов, зеркальная гладь воды в бассейне – символ Волги, неистребимости жизни, торжество победы над разрушением и смертью.
Слева на площади — стена, напоминающая по форме развёрнутое знамя. Вдоль всей Стены-Знамени крупными рельефными буквами надпись: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» (Это слова писателя и фронтового корреспондента В. Гроссмана, к моменту сдачи памятника впавшего в немилость партийной верхушки, но Вучетич отстоял саму надпись, стерли только фамилию автора). Стена-Знамя длиной 112 м, высотой 8 м.
Справа от знамени и бассейна установлены шесть памятников в виде постаментов с шестиметровыми фигурами людей, сражавшихся против врага в Великую Отечественную войну. Здесь и поддерживающий друга и продолжающий сражение солдат, и тянущая раненого солдата медсестра, и морпех, движущийся на танк врага с гранатой, и тяжелораненый командир, обеспечивающий выполнение взводом боевых задач. «Выстояв, мы победили смерть» и «Крах фашизма», — воплощают собой ключевые моменты сражений Великой Отечественной войны..
Пятый памятник — боец, берущий знамя из рук поверженного товарища, и шестой — советские солдаты, которые уничтожают фашизм, метафорически изображённый в виде свастики и змеи.
Подпорная стена
Прямо по фронту Площади Героев находится большая Подпорная стена-колумбарий с резаным рисунком композиции на тему героической борьбы советских воинов и торжества победы над захватчиками. Она рассказывает об окончании Сталинградской битвы. Здесь, все ликуют, радуются и обнимаются. Есть и образы плененных, колонны бесконечно уходят за пределы холста.
На стене закреплена мемориальная плита с надписью: «Здесь 9 мая 1970 года в день 25-летия Победы советского народа над фашистской Германией заложена капсула с обращением трудящихся города-героя Волгограда, ветеранов Великой Отечественной войны к потомкам. Вскрыть — 9 мая 2045 года в день 100-летия победы над фашистской Германией».
Весь монумент вызывает ощущение целостности и законченности. Длина составляет 160 метров, а высота 10 м. Подпорная стена является границей мемориальной части «Мамаева кургана» — выше начинаются захоронения защитников Сталинграда.
Зал Воинской славы
С площади Героев через вход, напоминающий блиндаж, попадаем в Зал Воинской славы. Снаружи он выглядит, как цилиндрическое здание, диаметром 40 м, высотой стен 13,5 м.
Внутри на стенах на фоне красных мозаичных знамён —бесконечные списки имён погибших защитников Сталинграда, среди которых до сих пор люди находят своих близких. В центре зала под круглым проёмом крыши поднятая рука держит факел Вечного огня, зажженного в их память.
В этом круглом зале всегда звучит мелодия «Грёз» Шумана, несет вахту почётный караул, лежат цветы, — и смесь очень сильных чувств захватывает до слёз. Невероятная скорбь, непередаваемая гордость. Сюда стоит прийти ночью, когда отблески Вечного огня пляшут на выложенных стеклянной плиткой стенах — то ли пламя пожаров 1942-го, то ли уютное тепло домашнего очага, к которому все эти люди так и не смогли вернуться.
Площадь Скорби
Пандус зала Воинской Славы ведет к выходу на площадь Скорби. В противоположном углу площади, как бы в противовес залу Славы, расположена 11-метровая скульптура скорбящей матери, в безграничной скорби склонившейся над телом погибшего сына. Это – собирательный образ миллионов советских женщин, потерявших на войне своих близких – сына, мужа, отца. Склонившись, мать оплакивает погибшего, а вместе с ним – всех, отдавших жизнь во имя Победы. Лицо воина закрыто знаменем – символом последних воинских почестей.
У основания монумента располагается небольшой бассейн – Озеро слёз. Гранитными плитами в Озере слёз образована дорожка, по которой можно попасть к подножью монумента скорбящей матери, возложить цветы.
Справа от скульптуры скорбящей матери находится гранитная плита-надгробие могилы Неизвестного солдата, посвященной всем неизвестным героям, похороненным в большой братской могиле Мамаева кургана – в холме-кургане под монументом Родина-мать.
Здесь находится могила дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза, бывшего командующего 62-й армии В.И. Чуйкова.
С Площади открывается превосходный вид на храм Всех Святых, который построили в 2005 году на территории комплекса, на том месте, где в годы войны находилась вершина Мамаева кургана.
Воинское мемориальное кладбище
Воинское мемориальное кладбище на территории комплекса отражает часть реального количества похороненных здесь солдат.
Залитое в гранит Озеро слез, Стены-руины, Площадь Героев с шестью скульптурами — Санитарка, Командир, Моряк, Знаменосец, «Выстояв, мы победили смерть» и «Крах фашизма», далее — монументальный рельеф с изображениями победителей и побежденных, Зал воинской славы, площадь Скорби…— Всё это как увертюра, задающая нужный тон центральной части художественного ансамбля.
От площади Скорби пандус ведет на вершину кургана к основанию главного монумента «Родина-мать зовет!». Вдоль серпантина, в толще холма, под ногами Родины-матери перезахоронены останки по приблизительным подсчетам 34505 воинов — защитников Сталинграда. Здесь же лежат 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.
При создании мемориала ради равновесия всего ансамбля была отчасти нарушена историческая достоверность – в годы войны вершина холма находилась там, где сейчас стоит Храм Всех Святых, то есть в 200 метрах от нынешней вершины. Изменения в «конструкции» холма были необходимы для установки гигантского главного памятника. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров, куда уложили 150 тысяч тонн земли. И на этой самой вершине стоит колоссальная, уникальная скульптура женщины, поднявшей меч и призывающей к защите родной земли.
После того, как в 1941 году Ираклием Таидзе был создан, пожалуй, самый известный агитационный плакат Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет», образ Родины-матери стал одним из главных и ярких образов советской пропаганды.
Скульптура на Мамаевом кургане является продолжением этой темы, хотя в её облике, кроме русского мощного порыва к противостоянию и преодолению смерти во имя защиты родной земли, также можно найти черты и образа античной богини победы Ники Самофракийской, и фигуры «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже. И черты лица, и сама фигура – также собирательный образ, захватывающий нас мощью уверенности в своих силах и правоте борьбы с захватчиками.
В этой фигуре поражают не только размеры, которые в 30 раз превышают средние человеческие и составляют 85 м высоты и 8000 тонн веса, стоящие на основании, скрытом на 16 м в глубину, без креплений, под собственным весом. На время открытия памятника-ансамбля она вообще была самой высокой скульптурой на Земле, что и зарегистрировала книга рекордов Гиннеса.
Дело в том, что композиция скульптуры «Родина-мать» не имеет аналогов даже среди современных самых высоких статуй мира, в число которых она входит. Все прочие фигуры – и статуя Свободы в Америке, и фигура Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро, и Пётр Первый в Санкт-Петербурге, и самые высокие статуи богов имеют статичную, максимально простую позу, поскольку подобные конструкции в условиях ветров, перепадов температуры и влажности всегда испытывают колоссальную силовую нагрузку.
15 октября 2022 года исполнилось 55 лет со дня открытия мемориала. В среднем, по данным статистики, за 1 год здесь бывает от 2 до 4 млн. человек, потому что он впечатляет всегда – в дни торжеств и в будни, при свете дня и в ночном освещении, поражая своим грандиозным размахом, возникающими чувствами проникновенной скорби и величия преодоления невозможного.
Приезжайте сюда и вы, – с родными и друзьями. Поднимитесь на эту высоту Мужества и кровью добытой Победы, услышьте голос Левитана в сводке Совинформбюро. Вглядитесь в лица барельефов и скульптур, прочтите имена, начертанные на красной и чёрной Стенах Памяти.
Вдохните воздух волжского простора, услышьте на этом Кургане, в котором «похоронена война» тишину и шепот листвы деревьев, выросших благодаря посадкам в память о погибших, – ведь каждое дерево здесь – тоже памятник! Как и берёзка, воспетая поэтессой Маргаритой Агашиной, росшая на Мамаевом кургане в память о погибших братьях Рыкуновых. О крепкой связи павших с миром живых пел и замечательный артист, поэт Владимир Высоцкий «Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие – как часовые!».
Поклонитесь этим могилам и поставьте свечи в храме Всех Святых, где молятся о защитниках всех времён и народов, поскольку по вере нашей – «У Бога все живы».
И это будет ваш личный, реальный и совершенно уникальный опыт памяти о войне и о тех, кто сохранил страну для нас, чтобы мы могли заново оценить и себя, и свою жизнь, потому что без памяти о прошлом невозможно будущее – и личное, и всей страны.
При подготовке материала были использованы следующие ресурсы: vlg.aif.ru и цармуза.рф
Нашли ошибку в тексте? Выделите текст, содержащий ошибку и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter. Мы увидим и исправим ошибку. Спасибо за внимание.
+ Комментариев нет
Добавьте свой