Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится у евангелистов Матфея и Луки.
Место рождения Христа
Иисус Христос родился в Вифлееме, в тот год император велел провести перепись новорождённых. Богородица и Иосиф были из рода Царя Давида. В городских гостиницах по дороге в Вифлеем места им не нашлось, поэтому Спаситель Мира появился на свет рядом со стойлом, а Богомладенца положили в кормушку для скота — Его первые ясли.
Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.
Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти.
На месте, где Бог пришел в мир, сейчас находится базилика Рождества Христова. Её заложила равноапостольная императрица Елена. Она действует непрерывно, хотя само здание неоднократно страдало от войн и пожаров. Под базиликой находится пещера, её место отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Это — место Рождения Господа нашего Иисуса Христа.
Пастухи
О свершившемся чуде первым узнали пастухи, которые охраняли неподалеку свои стада. Звёздной ночью к ним явился Ангел Господень, чтобы возвестить Великую Радость, «ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель». Вместе с Ангелом явилось и многочисленное воинство небесное, взывающее: «Слава в вышних Богу!». Первыми, кто поклонился Господу, были простые люди, и именно они стали первыми проповедниками Христа. Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться Богомладенцу. Что же означали эти слова? До Рождения Христа Бог еще никогда прежде не воплощался. Взяв на себя грехи мира, Иисус подарил людям надежду на Спасение.
Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар увидели Вифлеемскую звезду на Востоке и поняли, что это означает рождение Спасителя мира. Пришли они, скорее всего, из Персии. Несмотря на то, что волхвы были язычниками, ищущими правду, им открылось солнце истины. В те времена астрономия часто сочеталась с астрологией и языческими практиками, поэтому в современном понимании волхвы были кем-то вроде магов. Хотя персы и иудеи считали, что верят Единому Богу и воспринимали друг друга благосклонно, волхвы, конечно, не могли считаться богоизбранным народом. Они принесли Богомладенцу свои дары:
- золото — знак царской власти;
- ладан — знак священства;
- смирну — пряное благовоние, им умащивали тела усопших, символ того, что Иисусу Христу предстоит умереть и воскреснуть.
Появление волхвов в день праздника означало, что Спаситель пришел не к одному народу, а ко всем людям.
У праздника Рождества Христова есть свои символы.
Рождественская ель
Ирод приказал убить всех младенцев, опасаясь за своё положение, когда волхвы сообщили, что родился Царь Иудейский, имея в виду Спасителя. Считается, что для спасения Иисуса Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру еловыми ветвями.
Существует ещё несколько красивых легенд, почему именно ель является рождественским символом.
Версия 1. Когда деревья приносили Богомладенцу свои дары — плоды, ели было нечего предложить ему, и она скромно стояла на пороге хлева, не решаясь приблизиться. Тогда Иисус улыбнулся и протянул к ней руку.
Версия 2. Пальма и маслина не пускали ель ко Христу, насмехаясь над ней. Услышав это, Ангел Господень украсил скромное дерево, и она подошла к яслям Богомладенца во всём своим величии. Иисус обрадовался ей, но она смутилась, а не возгордилась, потому что помнила — её нарядил Ангел, и ему она обязана своим преображением. За скромность именно ель стала символом Рождества.
Вифлеемская звезда
Волхвы хорошо знали карту звёздного неба и считали, что звёзды — это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей. В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение. Он провозгласил «новую звезду от Иакова», поэтому волхвы ждали её появления на Востоке. Поклонение Иисусу от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом. Теперь эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери «Неопалимая купина». Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей.
Рождественский вертеп
Вертеп «приехал» в Россию из средневековой Западной Европы. В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами. Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст. Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие.
Символами Рождества Христова также являются:
- ангелочки — напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам;
- колокольчики — их звон прославляет Господа;
- золото, ладан и смирна — Священные дары;
- свечи — их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова.
Каждому знакома радость, которую мы испытываем, когда рождается человек, и каждый из нас хоть однажды соприкасался с тайной любви. Именно поэтому события Рождества Христова, при всей их непостижимости, близки сердцу каждого, и событийный ряд этого праздника понятен даже самым маленьким детям.
Спаситель рождается в человеческом роде, это не какой-то отвлеченный, посланный нам Бог, не имеющий родства и связи с людьми. Бог принимает плоть человеческую. Он, рождённый от Святого Духа, принимает весь наш психофизический мир. Потому что для того, чтобы спасти человека, нужно было познать его до конца, нужно было пройти весь земной путь человека — от рождения, через страдания, к смерти. И Бог проходит его, и делает это из любви к нам.
Величие праздника отражается в праздничном богослужении на Рождество. Оно имеет значительные отличия от богослужений прочих двунадесятых праздников.
«Царю Небесный»
Именно так мы называем Христа, почитая Его Господом Богом. Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы, и ею открываются многие богослужения, а не только праздничные.
Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рождённого от Девы. Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение.
Песнь Симеона Богоприимца
Она повествует о принесении Богомладенца в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на сороковой день жизни.
Ирмос
Начало девятой песни — это нить, связывающая Ветхий Завет с Новым. Ирмос говорит о том, что нам, христианам, лучше любить молчание. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа.
Утреннее и вечернее богослужение сливается в одно «всенощное бдение». Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году — на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве.
Утреня Рождества поется ночью. В эту ночь мы слышим Ангельскую песнь: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение». Это — благодарность Богу за то, что он воплотился и спас нас. Мы слышим также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величание — краткое песнопение, славящее Бога. В состав праздничной утрени входят степенна и степенный антифон. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Потом идёт прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвящённого Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания.
Тропарь, глас 4
Перевод:
Кондак, голос 3
Перевод:
Праздник Рождества пришёл в наш мир в тишине Вифлеемской ночи, и сам факт рождения Богомладенца — это уже наше приближение к Богу, потому что, по словам митрополита Антония Сурожского: «Всякий человек, уже тем, что он человек, приобщен к тайне Христа». Отныне человек не одинок в этом мире. «Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка, включая тех, которые в себя потеряли всякую веру, знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы сами изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас».
С Праздником!
Нашли ошибку в тексте? Выделите текст, содержащий ошибку и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter. Мы увидим и исправим ошибку. Спасибо за внимание.
+ Комментариев нет
Добавьте свой