50 лет назад, 11 августа 1973 года, на экраны Советского Союза вышел многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны», который стал не просто культовым, но и величайшим в истории отечественного кино. К юбилею легендарного фильма мы собрали подборку самых интересных фактов, кадров и цитат о фильме.
В течение 12 вечеров подряд в августе 1973 года в Советском Союзе пустели улицы, резко возрастало потребление электроэнергии, при этом снижался расход воды, да еще и уличная преступность была практически на нуле — этот факт зафиксирован в милицейской статистике. Народ занимал места перед телевизором заранее, каждую серию ждали, потом обсуждали на кухнях.
Фильм режиссера Татьяны Лиозновой по роману Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны» стал лидером советского кино по количеству народных актеров. Поэтому история о советском разведчике в логове Третьего Рейха так любима несколькими поколениями зрителей. А фразы героев сразу же растащили на цитаты.
Как все начиналось
Действие военной драмы происходит незадолго до того, как Германия капитулировала во Второй мировой войне — с 12 февраля по 24 марта 1945 года. Главный герой — советский разведчик Максим Максимович Исаев, он же штандартенфюрер работающий под псевдонимом Штирлиц (Макс Отто фон Штирлиц) в Службе безопасности рейхсфюрера СС — получает важное задание. Ему нужно выяснить, кто именно из руководителей Рейха ведёт переговоры о перемирии Германии с США и Великобританией и сорвать тайные переговоры.
Американцы действительно вели в Швейцарии переговоры с командующим силами СС в Италии, эта операция получила название «Санрайз», о чём было известно советскому руководству.
Считается, что неофициальным «крестным отцом» картины стал сам председатель КГБ СССР Юрий Андропов. Якобы, в разговоре с Юлианом Семеновым он похвалил политические детективы, которые писатель создавал уже в течение нескольких лет, и предложил экранизировать романы об Исаеве. В качестве конкретной помощи даже позволил автору поработать некоторое время в архивах КГБ – от этой возможности у Семенова действительно захватило дух, ведь до этих пор так не везло еще ни одному писателю. Кстати, консультировал фильм первый заместитель председателя КГБ, генерал-полковник Семён Кузьмич Цвигун, правда, в титрах он указан под вымышленным именем.
Работать над сценарием для фильма Юлиан Семенов начал одновременно с созданием книги. В результате тот даже был завершен на год раньше, чем в свет появилось печатное издание романа – в 1968 году, а уже в 1970-м на киностудии имени Горького начались съемки картины, которой суждено будет на многие десятилетия стать любимейшим киношедевром миллионов зрителей. Татьяна Лиознова не сразу смогла доказать, что женщина способна стать режиссером столь масштабного проекта, для этого ей пришлось «подвинуть» нескольких претендентов мужского пола, однако ей это удалось.
Актеры и роли
Работа Лиозновой была проделана невероятная уже на стадии подготовки. Особенно тяжело давался выбор актёра для главной роли.
Штирлиц: Стриженов, Гомиашвили, Тихонов?
«Штирлицами» могли стать Иннокентий Смоктуновский, Юрий Соломин. Но главным претендентом был гайдаевский Остап Бендер — Арчил Гомиашвили, с которым, по слухам, у Татьяны Лиозновой тогда был роман. Кандидатуру Гомиашвили отстаивал автор сценария «Семнадцати мгновений» Юлиан Семенов.
В киногруппе ходили разговоры и о кандидатуре Олега Стриженова. Но он в то время был занят в другом фильме, играл во МХАТе, и рассчитывать на то, что он сможет полностью на три года освободиться из театра и посвятить себя съемкам, было наивно. Лиознова раздумывала, и тут кто-то из ассистентов предложил попробовать свободного от съемок Вячеслава Тихонова. Его загримировали, приделали большие пушистые усы… Вид нового штандартенфюрера привел режиссера в ужас. Но, поработав с актером, Лиознова стала возлагать надежды на Тихонова. А так как он еще и выказывал готовность все три года безотрывно пахать на Штирлица, счастье улыбнулось именно ему.
Как потом говорила Лиознова в интервью, в лице Штирлица она хотела видеть нечто антипатичное. Сегодня трудно себе представить Штирлица в исполнении какого-либо другого актера, а не Вячеслава Васильевича Тихонова. Но на самом деле Тихонов в картину попал по счастливой случайности. Можно сказать, повезло.
Мюллер: Санаев или Броневой?
В роли Мюллера режиссерская группа видела актера Всеволода Санаева. Но он категорически отказался от предложения. Мотивировка была убедительной: «Я секретарь парторганизации «Мосфильма», фашистов не играю!»
Пробовались и другие малоизвестные актеры, пока второй режиссер картины не привел на съемочную площадку Леонида Броневого.
Когда Броневой пришёл на фотопробы, оказалось, что в гриме он действительно невероятно похож на фюрера. Ему предложили роль Гитлера, но супруга артиста категорически была против, чтобы муж играл лидера Третьего рейха и сказала, что согласна только на то, чтобы он сыграл группенфюрера СС Генриха Мюллера. Конечно, как говорит сам артист, не только «протест» жены повлиял на его отказ от роли Адольфа Гитлера. На самом деле личность фюрера по сценарию выписана совсем не так тонко, как Мюллера.
В «Семнадцать мгновениях весны» лидер фашистов — вечно орущий персонаж, почти карикатура. А вот роль Мюллера стала интересной актерской задачей. Броневой погрузился с головой в работу. И за полгода до начала съемок «Семнадцати мгновений весны» Леонид Сергеевич выучил не только роль Мюллера, но и роль Штирлица.
Помогла в этом Броневому жена. Виктория Валентиновна читала монолог Тихонова, а Броневой — свой. Учили слова они ночами, т.к. днем жена Броневого была на работе. Поэтому, как рассказывал потом Леонид Сергеевич, супруга его очень вымоталась за время подготовки в фильму. Но, как сказал Леонид Броневой, ему нужно было досконально знать монологи Штирлица, чтобы «точно отреагировать, выбрать правильную интонацию, жест».
Мюллер — первая кинороль Леонида Броневого, которая принесла ему всесоюзную известность. У режиссёрской группы не было фотографий реального Генриха Мюллера. В результате образ шефа Гестапо, созданный в фильме Леонидом Броневым, весьма далёк от оригинала, но очень похож на уже ранее известный советскому зрителю образ Мюллера из популярного польского сериала «Ставка больше, чем жизнь», вышедшего в 1968 году. Реальный Мюллер был высоким худощавым горбоносым брюнетом. Сам Броневой утверждал, что если бы тогда знал внешность исторического Мюллера, то, скорее всего, отказался бы от роли.
Когда Леонид Броневой идёт по улице, вслед ему всегда разносится: «Смотри, смотри, Мюллер». Как говорит Леонид Сергеевич, ему иногда даже обидно: им сыграно огромное количество ролей в кино (более 120) и в театре, а для народа он навсегда Мюллер из «Семнадцати мгновений весны». Хотя, рассуждает актёр, с другой стороны, здорово, что у него есть роль — «визитная» карточка.
Гитлер: Куравлев?
А вот Леонид Куравлев почти был утвержден на роль… Гитлера. Он, кстати, очень убедительно смотрелся в гриме и даже начал репетировать, но, по его словам, сам отказался:
«У меня действительно были пробы на Гитлера. Репетировал, меня гримировали под Гитлера… Но я этого антихриста не осилил, моя природа была против».
В результате «антихриста» сыграл немецкий актер Фриц Диц, который к тому времени уже почти стал «штатным Гитлером» международного кинематографа.
А Куравлеву Лиознова предложила роль эсэсовца Айсмана.
Жена Штирлица: Светличная, Пахоменко, Шашкова?
Сначала эту роль планировали отдать красивой ленинградской певице Марии Пахоменко. Просилась на нее и актриса Светлана Светличная.
«Я по сей день жалею, что не удалось уговорить Татьяну Лиознову дать мне роль жены Штирлица», — признается Светличная. Она сыграла в фильме Габи, влюбленную в разведчика. Одна зрительница сказала актрисе, что Габи — собирательный образ женщины, способной любить молча и преданно, как собака.
Ну а женой красавца Исаева суждено было стать актрисе театра Вахтангова Элеоноре Шашковой. Ее в последний момент, за день до съемок, привели на просмотр к Лиозновой. У Шашковой не очень получалась проба до тех пор, пока на съемочной площадке не появился Тихонов. Как только он сел перед актрисой, она сыграла роль превосходно, со всей сдержанной глубиной.
Правда, после премьеры фильма профессиональные чекисты говорили, что настоящая жена разведчика не выказала бы своих чувств, как это сделала актриса, и если бы эта сцена происходила в жизни и за Штирлицем велось наблюдение, то супругов раскололи бы. Но в фильме крохотный эпизод в исполнении Шашковой не стал провальным, напротив, ее игру кинокритики признают гениальной.
Любопытно, что сначала киногруппа решила снимать сцену, как полковнику Исаеву привезли не только жену, но и его малолетнего сына (которого он еще не видел). Кинопробы состоялись, и вдруг режиссер резко отказывается от ребенка, говорит, что, если в кадре будет ребенок, тогда все внимание полковника будет приковано к нему, а не к женщине. И в картине осталась молчаливая сцена двоих — пять с половиной минут без слов, только взгляды, но сколько сказано!
Радистка Кэт: Алферова или Градова?
Русскую радистку Кэт сыграла в фильме Екатерина Градова.
Мало кто знает, что хотели взять на эту роль Ирину Алферову. Но Алферова была в отъезде в загранкомандировке, и ее кандидатура быстро отпала.
Далекой весной 1971 года еще никому не известная актриса Екатерина Градова на Киностудии им. М.Горького пробовалась в фильм «…А зори здесь тихие». Пробы не устраивали режиссера Станислава Ростоцкого, зато молодую артистку тогда заприметила Татьяна Лиознова, которая как раз искала актеров в свой новый проект.
– Она говорит: «Зачем вам это надо? Вот что вы будете сниматься в болотах в Карелии все лето в компании девок, один мужчина? А здесь у нас Германия и три года с Вячеславом Тихоновым!» – рассказала Екатерина Градова.
Когда была такая возможность, в выборе актеров старались придерживаться исторической достоверности. Так, например, с внешностью Шелленберга в исполнении Олега Табакова невероятно удалось попасть «в яблочко». По воспоминаниям Юлия Визбора, после выхода фильма на экраны Табаков получил очень неожиданное послание. Ему написала из Германии племянница самого Шелленберга, которая очень благодарила русского актера за то, как он сыграл эту роль. Женщина призналась, что несколько раз пересматривала картину, чтобы взглянуть на «дядю Вальтера».
Лев Дуров в фильме сыграл провокатора Клауса. Оказывается, многое из того, что в кадре делает и говорит актер, было придумано им самим во время съемок. Незадолго до своего ухода Дуров рассказывал, что в этой роли он мстил всем доносчикам и провокаторам, которых в его жизни тоже было немало, и из-за которых он значился в черных списках. В очередной черный список актер попал во время съемок «Семнадцати мгновений весны». Требовалось получить разрешение на выезд в ГДР, где снимались натурные сцены. Но на выездной комиссии актер решил пошутить.
Вот как об этом рассказывал сам Дуров:
– Первый вопрос «Опишите флаг Советского Союза». Мне стало плохо сразу, я думаю: что, я выгляжу кретином? Говорю: «Черный фон, череп и две скрещенные берцовые кости. Называется веселый Роджер»…
В итоге на съемки ему ехать запретили, и знаменитая сцена убийства Клауса Штирлицем вместо ГДР снималась в Подмосковье…
Музыкальное сопровождение
Микаэл Таривердиев написал к фильму 12 песен, пригодились только две из них.
Сначала записали песни в исполнении Муслима Магомаева. Потом спели «Не думай о секундах свысока» Валерий Ободзинский, Вадим Мулерман. Таривердиев предложил попробовать Валентину Толкунову.
Когда Иосиф Кобзон услышал, что Лиознова хочет, чтобы он спел так, чтобы зрители его не узнали, обиделся.
Но режиссер продолжала настаивать на своем замысле, мол, спойте так, чтобы «в фильме не было близко Кобзона». Иосиф Давыдович сделал несколько десятков проб записи. Надо признать, в фильме он действительно поет каким-то не своим голосом. К тому же его имя не попало в титры — они были сделаны раньше, чем утвердили певца.
Съёмочный процесс
Съёмки сериала шли более трёх лет. Они начались в 1970-м в Москве. Также работы велись в Латвии, Грузии, ГДР. В сериале используется и документальная хроника. Из-за того, что многие актёры параллельно участвовали в других проектах, съёмки сериала проходили преимущественно ночью.
Некоторые сцены, которые должны были сниматься в Германии, снимали в СССР. Первый эпизод, где Штирлиц гуляет около пруда на окраине Берлина, на самом деле снимали в усадьбе Архангельское-Тюриково. Аналогичная ситуация была и со съёмками переговоров в Берне (пятая серия). Эта сцена была снята в усадьбе Салтыковых-Чертковых. В восьмой серии особняк архитектора Сергея Соловьёва предстал перед зрителями в качестве конспиративной квартиры гестапо, где допрашивали Кэтрин Кин.
Лиознова хотела снимать в Берлине эпизод с убийством Клауса, роль которого исполнял Лев Дуров, однако актёра не выпустили из страны: на комиссии, которая принимала решение о выезде за границу, Дуров не к месту пошутил. Эпизод с убийством пришлось снимать в подмосковном лесу.
Лиознова включила в сценарий персонажей, которых не было в романе Семёнова. Режиссёру нередко приходилось принимать решение о включении некоторых эпизодов прямо на площадке. Например, фрау Заурих в исполнении Эмилии Мильтон. Её образ был нужен для того, чтобы сделать Штирлица более человечным. Лиознова придумывала сценарий эпизодов с фрау Заурих на ходу.
Как можно ближе к жизни
Фильм, несмотря на огромное внутреннее напряжение и военно-шпионскую тематику, по ходу развития сюжета вовсе не относится к боевикам. В нем очень мало движения и активных сцен. В противовес этому, Татьяна Лиознова всеми силами старалась «оживить» персонажей. Для того чтобы глубже показать внутренний мир главного героя, она, например, сама дописала сценарий и придумала образы Фрау Заурих и Габи. Их диалоги создавались буквально на съемочной площадке, почти экспромтом, хотя такие вольности глубоко противоречили ее режиссерскому подходу.
Вообще, с точки зрения актерского мастерства, роль Штирлица считается очень сложной. По словам Льва Дурова, в ней «кроме анализа и сопоставления ничего нет, — никаких возможностей хоть как-то раскрыть характер героя». Поэтому приходилось создавать вокруг него какие-то жизненные мелочи. Например, собака, которая положила Штирлицу голову в руки. Этот эпизод вышел совершенно случайно – неизвестно чья псина просто забрела на съемочную площадку и сама подошла к актеру.
Для остальных персонажей режиссер придумывала особые человеческие «изюминки», как Лиознова называла их, «бзики». Так, например, характерное движение Мюллера, когда он дергает шеей от тесного воротничка, родилось случайно во время съемок – Броневому сшили мундир на два размера меньше, чем нужно, и актёру постоянно резало шею.
«Поэтому я постоянно дергался и двигал головой», — говорит Броневой. — В итоге режиссёр Татьяна Лиознова не выдержала: «Что с вами?» — «Мне трёт мундир». — «Я не об этом. А почему бы нам не сделать это краской в тех местах, где Мюллер нервничает?» И Лиознова эти моменты в картине нашла.
Оберштурмбанфюрер Айсман, которого в результате сыграл Леонид Куравлев, кроме арийского носа с горбинкой получил еще черную повязку на глаз. Актеру никак не давалась роль сотрудника гестапо, а так, по словам Лиозновой, «сразу появилась биография».
Были на съемках фильма и другие сложности. Например, младенец, которого надо было снимать. Дети всегда создают на съемочной площадке трудности, поэтому вначале думали использовать куклу, но затем отказались от этой идеи – напряженная сцена, когда новорожденного раздевают у открытого окна, конечно, не удалась бы без настоящего ребенка. Кстати, хочется сразу всех успокоить – на самом деле в павильоне было настолько тепло, что у звукооператора даже возникла проблема с записью плача, пришлось потом специально ездить в детскую больницу чтобы дописывать его. Самый молодой актер в момент съемок душераздирающего эпизода мирно посапывал. Еще один неожиданный вопрос пришлось решать, когда выяснилось, что дети слишком быстро растут (как известно, только чужие, конечно). Так как съемки длились три года, то в роли «настоящего богатыря» пришлось снимать шесть разных младенцев.
Реальная судьба героев «Семнадцать мгновений весны»
Легенда гласит, что советский лидер Леонид Брежнев так расчувствовался после просмотра картины «Семнадцать мгновений весны», что предложил представить Максима Максимовича Исаева к званию Героя Советского Союза, решив, что разведчик — реальный человек, а не вымышленный персонаж.
В действительности вряд ли Брежнев был настолько наивен. А вот Вячеслав Тихонов после роли Штирлица действительно стал Героем Социалистического Труда, и произошло это не без участия Леонида Ильича.
Но, помимо героев вымышленных, таких, как радистка Кэт или пастор Шлагг, в фильме есть вполне исторические персоны, которые у нас в стране благодаря мастерству популярных актеров тоже превратились в знаменитостей. За что, к примеру, Олег Табаков и Леонид Броневой подвергались критике — уж больно симпатичными и располагающими к себе вышли их фашисты.
Какова же была реальная судьба этих деятелей Третьего Рейха?
Генрих Мюллер
Броневой, сыгравший шефа гестапо, на своего реального прототипа не походил совсем. Как внешне — Мюллер был моложавым брюнетом с аккуратной прической и глубоко посаженными темными глазами — так и по ощущениям от него. Современники никакого обаяния в фигуре Мюллера не видели. Зато со своими прямыми обязанностями он справлялся уверенно.
Начинавший как сыщик полиции в Веймарской республике, он со временем перешел к политическим делам и в 1933 году спокойно влился в структуру Третьего Рейха, не будучи членом НСДАП. Его упорно не хотели принимать в партию, потому что он сам в свое время ловил и сажал старых нацистов. Однако высшее руководство выдало Мюллеру партбилет, посчитав, что такими кадрами не разбрасываются.
У шефа гестапо не было никакой привязанности к фюреру, он просто выполнял свою грязную работу. И занимался этим до самого конца. 26 апреля 1945 года группенфюрер СС Герман Фегелейн, муж младшей сестры Евы Браун, сбежал из бункера Гитлера, посчитав, что все уже кончено. Гитлер, заметивший пропажу Фегелейна, пришел в ярость и распорядился найти и наказать предателя. Пойманного Фегелейна отдали Мюллеру, который развернул походную штаб-квартиру в крипте разбомбленной Троицкой церкви на Мауэрштрассе. 28 апреля шеф гестапо допросил задержанного в своем стиле, после чего беглого группенфюрера расстреляли.
После самоубийства Гитлера Мюллер сказал: «Режим пал, и я вместе с ним». После чего исчез.
29 апреля 2022 года ФСБ России опубликовала рассекреченный протокол допроса личного пилота Гитлера Ганса Баура, который утверждал, что Генрих Мюллер собирался покончить с собой после самоубийства фюрера: «Группенфюрер СС Мюллер еще 30 апреля, после смерти Гитлера, сказал мне, что и он вместе с еще двумя сотрудниками СД застрелится».
Шефа гестапо искали многие десятки лет. Кто-то считал, что он живет в Южной Америке, другие говорили, что он поселился в СССР под контролем КГБ, другие утверждали, что он живет в США.
Скорее всего, Генрих Мюллер действительно закончил свои дни в мае 1945-го в Берлине.
Мартин Борман
Еще один гениальный ход Татьяны Лиозновой — роль «серого кардинала» нацистской партии она отдала невероятно популярному в то время в СССР барду Юрию Визбору. По этой причине в СССР гулял такой анекдот: «Приходит Борман к Гитлеру, а тот — в отчаянии. Чуть волосы на себе не рвет: «Что делать, Мартин?! Что делать?! Русские у стен Берлина! Война проиграна…» Борман кладет ему руку на плечо: «Успокойся, Адик! Давай лучше споем: «Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой…»
Реальный Борман очарованием Визбора не отличался. 1 октября 1946 года в Нюрнберге Международный трибунал приговорил его к смертной казни — заочно. Потому что куда делся человек, больше всего знавший о партийной кассе НСДАП, было непонятно.
Отец десяти детей, Борман не собирался следовать примеру Геббельса, умертвившего и себя, и жену, и потомство. Свидетели подтвердили, что 1 мая 1945 года с одной из групп прорыва он намеревался вырваться из Берлина, чтобы уйти к западным союзникам.
Группа Бормана успешно добралась до станции метро Фридрихштрассе. Далее необходимо было форсировать реку Шпрее, но никаких плавсредств поблизости не оказалось. Члены группы разделились, ища различные способы вырваться из ловушки. Борман, врач СС Людвиг Штумпфеггер и рейхсюгендфюрер Артур Аксман столкнулись с немецкой танковой группой, пытавшейся, как и они, вырваться из Берлина.
Нацисты решили прорываться через мост, находившийся под контролем советских войск. О начатой танковой атаке было доложено Жукову, который заподозрил, что среди беглецов может оказаться кто-то из высокопоставленных гитлеровцев. На колонну обрушили всю мощь расположенной поблизости артиллерии.
То, что Борман был ранен в этот момент и впоследствии скончался, достоверно удалось установить лишь в 1998 году, благодаря экспертизе ДНК. Полученные данные позволяют сделать вывод, что раненый Борман прибег к ампуле с цианидом.
Вальтер Шелленберг
Начальник внешней разведки Третьего Рейха, сыгранный Олегом Табаковым, прилагает в фильме все усилия, чтобы организовать сепаратный мир с США и Великобританией. И действительно, такие попытки он делал весьма активно. И, кстати, образ его в кино, видимо, близок к реальному. Британцы, допрашивавшие Шелленберга после войны, дали ему такую характеристику: «Виртуозный актёр. Умеет использовать своё обаяние, и когда пускает его в ход, то создаётся совершенно правдоподобная иллюзия, будто говоришь с приятным, безобидным и довольно оригинальным молодым человеком… Находясь в невыгодной ситуации, умеет создать нужное ему впечатление. Шелленберг знает, чего хочет и как этого достичь, если надо — пойдёт по трупам. Для него слова “дружба” и “верность” не имеют значения, не ждёт он этого и от других».
3 мая 1945 года Шелленберг прибыл в Копенгаген для ведения переговоров о мире, а 6 мая вылетел в Стокгольм, имея официальные полномочия на заключение перемирия в Скандинавии. Но было уже поздно, и западные союзники отвергли эти инициативы. После падения Третьего Рейха Шелленберг жил в Швеции, где в июне 1945-го его арестовали. Однако отделался он весьма легко — в 1949 году его приговорили к 6 годам тюрьмы, а уже через год выпустили по состоянию здоровья.
Действительно, со здоровьем у Шелленберга оказались серьезные проблемы — в 1952 году он умер в Италии в возрасте 42 лет.
Он оставил после себя пятерых детей, и многочисленные родственники шефа нацистской разведки с интересом смотрели «Семнадцать мгновений весны». А племянница Вальтера Шелленберга даже отправила Олегу Табакову письмо, в котором благодарила за теплое отношение к образу ее дяди.
Карл Вольф
Еще один более чем смелый эксперимент Лиозновой — роль одного из высших чинов СС Карла Вольфа она отдала Василию Лановому, к тому времени имевшему за плечами роли Павки Корчагина и Феликса Дзержинского. Превратить всенародно любимого Ланового в «фашиста» — это надо было еще осмелиться.
Доверенное лицо Генриха Гиммлера, Вольф в конце войны был верховным руководителем СС и полиции Италии, а также уполномоченным вермахта при Муссоллини, и в этом качестве действительно вел переговоры с представителем США Алленом Даллесом. Спор идет лишь о том, что это было на самом деле — попытка большого сговора или некие договоренности на местном уровне.
Как бы то ни было, Вольф рассчитывал на место в новом правительстве Германии, но вместо этого получил 4 года лагерей. Историки считают, что это на самом деле было милостью со стороны союзников — за свои дела в Третьем Рейхе Вольф вполне мог быть повешен.
В 1950-х Вольф весьма неплохо и безбедно жил в Германии, пока в США сохранял влияние его партнер по переговорам Аллен Даллес. Но когда в 1961 году того отправили в отставку с поста директора ЦРУ, на Вольфа завели новое дело о причастности к истреблению 300 000 евреев. На сей раз его осудили на 15 лет тюрьмы, но вышел он уже в 1971 году.
Вольф дожил до 1984 года, и Юлиан Семенов лично встречался с ним. Писатель описывал его так: «Вполне бодрый восьмидесятилетний нацист, ни в чём не отступивший от былых принципов расизма, антикоммунизма и антисоветизма: «Да, я был, есть и остаюсь верным паладином Фюрера».
Вольф видел «Семнадцать мгновений весны» и через Семенова прислал Лановому бутылку коньяка. Эсэсовец сделал лишь одно замечание — по его словам, он не был в 1945 году таким стройным.
Аллен Даллес
Сыгранный Вячеславом Шалевичем Аллен Даллес не стал культовым персонажем фильма, да и у самого актера были роли поярче. Но без Даллеса и его переговоров с немцами не было бы самого произведения Семенова.
Советскому писателю и публицисту Илье Эренбургу приписывают такую оценку этого политика: «Если Даллес по какому-нибудь недоразумению попадёт в рай, он и там станет устраивать заговоры и начнёт отстреливать ангелов».
В 1942 году Даллес возглавил американский разведцентр в Берне, став главой резидентуры США в Европе. Центр Даллеса работал блестяще, не в последнюю очередь благодаря личным связям его главы в Германии.
Апофеозом этой деятельности стала операция «Санрайз», вокруг которой крутится действие «Семнадцати мгновений весны». Даллес, никогда не скрывавший своей антипатии к СССР, действительно на протяжении долгого времени вёл переговоры с представителями влиятельных германских кругов, целью которых было установление в Германии лояльного США и Великобритании режима, одновременно враждебного Советскому Союзу.
В феврале 1945 года эти переговоры перешли в практическую плоскость, поскольку к ним с немецкой стороны подключились представители высшего немецкого военного командования.
У этих переговоров со стороны Даллеса были задачи максимум и минимум. Задача-максимум представляла собой заключение сепаратного мира между Германией, Великобританией и США. Задачей-минимум являлась капитуляция немецких войск в Северной Италии, не сопряженная с тяжёлыми боями, человеческими жертвами и разрушением инфраструктуры.
В конечном счете Даллесу удалось реализовать план-минимум, хотя и достаточно поздно — немецкие силы в Италии капитулировали в одно время с капитуляцией германского гарнизона.
После войны в США было создано Центральное разведывательное управление (ЦРУ), и Даллес был одним из тех, кто стоял у истоков ведомства. С 1953 по 1961 году Даллес был главой ЦРУ. В этот период под его руководством было проведено немало как успешных, так и провальных операций. Точку в его карьере поставил «Залив Свиней» — неудачная попытка вторжения на Кубу с целью свержения Фиделя Кастро.
Конспирологи считают, что уязвленный Даллес мог иметь отношение к убийству президента Кеннеди. Однако бывшего главу ЦРУ включили не в список подозреваемых, а в комиссию по расследованию убийства.
Умер Аллен Даллес в 1969 году от воспаления легких, не дожив до воплощения своего образа в великой киноленте Лиозновой.
Самые известные цитаты из фильма «Семнадцать мгновений весны»
Легендарный сериал «Семнадцать мгновений весны» настолько полюбился зрителям, что персонажи картины стали жить собственной жизнью. Диалоги из телефильма разлетелись на цитаты, а персонажи обрели дальнейшую жизнь в анекдотах.
10 анекдотов про героев фильма «Семнадцать мгновений весны»
Юбилей
К 50-летию легендарного фильма «Семнадцать мгновений весны» Первый канал подготовил обширную познавательную программу к юбилею культурного события.
На Первом канале 11 августа в 21.45 в эфир выйдут две первые серии эпопеи «Семнадцать мгновений весны» (СССР, 1973) в цветной версии.
Также к полувековому юбилею легенды на Первом канале будет показано несколько познавательных передач.
11 августа в 19.50 и 13 августа в 10.15 в эфире премьера документального фильма «Штирлиц навсегда. Рождение легенды», рассказывающего историю создания легендарного сериала.
Зрители узнают о сценарии, который сначала был отдан на «Ленфильм», где автору романа о Штирлице Юлиану Семенову предложили совместное производство с ГДР, но он отказался. О конфликте режиссера Татьяны Лиозновой с Юлианом Семеновым. О сложной и долгой истории записи песен Иосифом Кобзоном. О смерти во время съёмок актера Лаврентия Масохи, который сыграл адъютанта Мюллера. О споре Броневого с консультантом фильма – сотрудником КГБ. Об истории, рассказанной Вячеславом Тихоновым Лиозновой, которую он услышал от своего друга – разведчика-нелегала Конона Молодого: именно она стала знаменитой сценой встречи Штирлица с женой. О том, почему Лев Дуров не смог поехать на съёмки в Берлин. О невероятной судьбе консультанта фильма, бывшего эсесовца Хайнца Брауна. О встрече Юлиана Семенова с реальным немецким генералом Карлом Вольфом, которого сыграл Василий Лановой, и о многом другом.
В фильме участвуют Анна Тихонова (дочь Вячеслава Тихонова), Ольга Семёнова (дочь Юлиана Семёнова), её сын Юлиан, Вера Таривердиева (вдова Микаэла Таривердиева), Народный артист России, профессор ВГИКа, кинооператор Игорь Клебанов (сын редактора фильма Семена Клебанова). В фильм также войдут архивные интервью Вячеслава Тихонова, Леонида Броневого, Олега Табакова, Льва Дурова. Режиссёр – Андрей Сапронов, продюсер – Илья Кривицкий. Производство – «Красный квадрат», 2023 год.
13 августа в 12.15 в эфир вещателя выйдет документальный фильм «Татьяна Лиознова. Мгновения».
О своем наставнике и учителе, выдающемся кинорежиссере Татьяне Михайловне Лиозновой в авторском документальном фильме рассказывает российский режиссер Андрей Эшпай. «Последние годы жизни, когда она не снимала и была дома, рядом с ней всегда была Людмила Васильевна Лисина – ее приемная дочь. Мы же ученики и друзья, конечно, навещали ее, но, кажется, что приходить нужно было чаще…»
Людмила Лисина, приемная дочь Татьяны Лиозновой, говорила о ней: «Мне кажется, что ее счастье было в том, что она внесла свой вклад в то, чтобы этот мир был хоть немножко лучше. …она была счастливым человеком потому, что она всегда была Лиозновой. Она пронесла себя, она и не отрекалась ни от своих идеалов, ни от своей линии поведения, ни от своего места в этой жизни, которое она, девчонка из коммуналки, завоевала кровью и потом».
Герои фильма – коллеги актеры Светлана Светличная, Николай Лебедев, композитор Максим Дунаевский, кинокритик Вячеслав Шмыров, звукорежиссер Леонард Бухов, продюсер Яков Каллер и друзья – поделятся воспоминаниями о Лиозновой, проанализируют ее фильмы, вспомнят истории со съемочных площадок легендарных лент: «Евдокия», «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал» и других. Наряду с воспоминаниями друзей в этом фильме прозвучит монолог и самой Татьяны Лиозновой, записанный в 2004 году. Это одно из последних ее интервью.
Автор и режиссер – Андрей А. Эшпай. Производство — кинокомпания «Демарш».
В тот же день, 13 августа, в 13.20, Первый канал продемонстрирует документальный фильм «Крым Юлиана Семенова».
Юлиан Семенов, создатель легендарного Штирлица, фигура неоднозначная. Даже сейчас некоторые критики считают Юлиана Семеновича автором «низкого жанра», а интеллектуалы позиционируют как «певца режима» и агента спецслужб. Виной тому полный противоречий взгляд поколения шестидесятников на советскую и российскую историю ХХ века. Но как ни оценивай Семенова, ему не отказать в одном: он создал героя Отто фон Штирлица, который вошел в русскоязычную культуру как самостоятельный образ и останется в ней надолго.
О влиянии Семенова на тех, с кем ему случилось пересечься по жизни и тех, с кем он никогда не был знаком, но кто вырос на его книгах, рассказывают в фильме люди разных профессий и поколений. Это и члены семьи писателя – дочь Ольга, шурин Никита Михалков, шурин Егор Кончаловский, и люди, работавшие с Юлианом Семеновым – Евгений Додолев, Михаил Любимов. На всю жизнь запомнились встречи с Семеновым и Константину Эрнсту. Оценивают вклад Семенова в отечественную культуру директор СВР Сергей Нарышкин, культуролог Кирилл Разлогов и телеведущий Артем Шейнин, который вырос на книгах Семенова.
В фильме также использованы уникальные архивные кадры с героем повествования, эксклюзивные видеоматериалы.
И, наконец, 13 августа в 14.35 на Первом канале состоится «Вечер музыки Микаэла Таривердиева».
Ведущие концерта — Алена Бабенко и Максим Матвеев. В большом концерте памяти Микаэла Таривердиева принимали участие Иосиф Кобзон, Валерия, Алена Свиридова, Елена Ваенга, Александр Буйнов, Александр Розенбаум, Леонид Агутин, Сергей Никитин, Анни Лорак, группа «Город 312».
…Триумф двойной на грани шока
Премьера многосерийной картины «Семнадцать мгновений весны» планировалась ко Дню Победы, 9 мая, но была отложена из-за визита генсека Л.И. Брежнева в ФРГ и состоялась 11 августа 1973 года.
Победа «Мгновений» у зрителей стала оглушительной, шоковой, с полностью вымершими по вечерам улицами городов, посёлков, деревень всего СССР, а затем и других стран.
Уже с третьей серии на ТВ пошли мешками восторженные письма. Успех ленты был такой, что «Мгновениям» устроили «премьеру №2»: всего через три месяца фильм повторно вышел на телеэкраны к ноябрьским праздникам.
А затем «Мгновения» и его главный персонаж стали великой легендой, одной из самых, пожалуй, культовых картин отечественного кинематографа, которой и остаётся даже через 50 «золотых» кинолет.
Нашли ошибку в тексте? Выделите текст, содержащий ошибку и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter. Мы увидим и исправим ошибку. Спасибо за внимание.
+ Комментариев нет
Добавьте свой