«Последний герой»: 33 года без Цоя.

Estimated read time 28 мин на чтение

33 года назад в автокатастрофе погиб Виктор Цой. Первый альбом, психиатрическая лечебница вместо армии и работа кочегаром: интересные факты биографии музыканта – в нашем материале.

«Для молодого поколения нашей страны Цой значит больше, чем иные политические лидеры, целители и писатели. Потому что Цой никогда не врал и не лицедействовал. Он был и остался самим собой. Ему нельзя не верить. Из всех наших легендарных рокеров, прекрасных певцов и поэтов Цой – единственный, у кого невозможно провести грань между образом и реальностью; тем, что он пел, и тем, как он жил. И его уход – еще один “сюжет для новой песни”. Ненаписанной, но, кажется, не раз прочувствованной…. Так что Цой остается с нами – и это не пустые слова. И все же… теперь – легенда».
Артемий Троицкий (признан иноагентом в РФ), «Комсомольская Правда» 17 августа 1990 г.

Этим словам более 30 лет. Но, и сейчас, кажется, они не потеряли своей актуальности.

Виктор Робертович Цой — легендарный и узнаваемый во всем мире советский рок-музыкант, певец, автор песен и даже актер. 15 августа 1990 года его не стало на 28-м году жизни. Сегодня мы вспоминаем интересные факты биографии и наследие, которое оставил после себя лидер группы “Кино”.

Семья и детство Виктора Цоя

Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург).

Мать будущего музыканта, Валентина Васильевна, была коренной ленинградкой и работала преподавателем физкультуры, а отец Роберт Максимович — инженером. Цой Сын Дюн, дедушка Виктора Цоя со стороны отца, по национальности кореец, до депортации в Казахстан в 1937 году жил в Приморье. После возвращения из депортации работал милиционером. Несмотря на смешанные корни, легендарный рокер был достаточно высокого роста — 184 см. 

Виктор Цой в детстве

Смешение кровей сказалось и на характере Виктора Цоя: по словам друзей, он был человеком твердым, имел свою точку зрения и точно знал, что хочет от жизни.

Ленинград, 1965 — 1966 гг. Нижний ряд: Мария Осиповна Гусева (бабушка), Витя Цой, Василий Филимонович Гусев (дед). Верхний ряд (слева направо): Вера Васильевна Гусева (тетя), Роберт Максимович Цой (отец), Валентина Васильевна Цой (Гусева) — мать.
Фото из личного архива Роберта Максимовича Цоя.

Известно, что когда Цою было всего 11 лет, его родители развелись, но через год воссоединились снова. Наиболее теплые и доверительные отношения у музыканта были с мамой.

Я полностью доверяла ему. И у нас с ним был контакт. Витю я старалась «делать» сама. Любила читать ему книги из ЖЗЛ. Мне самой было интересно, как формируются талантливые люди. Главное, хотелось помочь Вите раскрыться, развить его способности.
Валентина Васильевна Цой (Гусева)

Учеба и увлечения Виктора Цоя

Таланты будущего музыканта начали проявляться уже в детском саду: он хорошо рисовал и легко мог повторить любую, даже самую сложную мелодию, отстукивая такт ладонью. Однако учиться рисованию Цой начал лишь в 12-летнем возрасте. До этого он сменил несколько школ: каждый раз, когда мать меняла работу, мальчик переходил в новое учебное заведение вместе с ней.

Дом со шпилем — Московский проспект, 190 и Бассейная, 41)
Дом со шпилем — Московский проспект, 190 и Бассейная, 41

Переехав в Дом со шпилем в середине 1970-х годов, Виктор вынужден был сменить и школу. Ей стала средняя школа № 378 на улице Фрунзе, 22 — последняя альма-матер Цоя, где он проучился два года. Сегодня это школа №507. К шестому классу Виктор сильно увлёкся музыкой, которая, по всей видимости, интересовала его больше, чем учёба.

Родители прочили сыну карьеру живописца и отдали его в Ленинградскую городскую художественную школу №1, где он проучился с 1974 по 1977 год. Однако усердия в учебе Цой не проявлял. Отмечая талант мальчика, преподаватели жаловались, что он рисует только когда хочет, а если желания нет, взяться за кисть его не заставишь.

Витя читал много хороших книг, мы привили сыну настоящий вкус к чтению. Учился легко. Но к 8-му классу пришел с тройками: через день ходил в художественную школу, поэтому я не требовала отличных оценок в общеобразовательной.
Валентина Васильевна Цой (Гусева)
Виктор Цой (слева) в художественной школе. Фотография: kinomannia.ru
Виктор Цой (слева) в художественной школе. Фотография: kinomannia.ru

Здесь он познакомился с Максимом Пашковым. В дальнейшем они вместе будут играть в группе «Палата №6», а Виктор Цой займет должность бас-гитариста.

После окончания среднего образования, в 1977 году, музыкант поступил в художественное училище имени Серова (ныне – Санкт-Петербургское художественное училище им. Рериха), однако хорошей успеваемостью не отличался, поскольку предпочитал посвящать время музыке, и, в итоге, в 1978 году был отчислен. Тогда он поступил в вечернюю школу, а днем работал на заводе штамповщиком. В 1979-1982 гг. учился в ленинградском СПТУ-61 по специальности “резчик по дереву”.

Будущая звезда учился на резчика по дереву.
Будущая звезда учился на резчика по дереву.

Из-за плохой успеваемости диплом он не получил, а только справку об окончании. Но Витя был талантливым резчиком, и распределение ему дали отличное: в реставрационную мастерскую Екатерининского дворца в г. Пушкине.

Туда и по блату-то трудно попасть — престижное место. А Витька поленился ездить так далеко, за город, и вскоре бросил. Кстати, впервые его показали по телевизору как раз в это время — в программе «Монитор» как одаренного резчика по дереву. Он был талантлив во всем.
Валентина Васильевна Цой (Гусева)

Любовь к созданию деревянных фигурок музыкант сохранил до конца жизни. Он часто вырезал японские фигурки нэцке и пепельницы, а затем дарил изделия знакомым.

Попытка «самоубийства»

В 1983 году, после окончания училища, чтобы избежать призыва в армию, Цой имитировал попытку самоубийства и провел полтора месяца в психиатрической больнице.

Желание служить в армии в начале 80-х годов у советской молодежи поубавилось, особенно с началом Афганской компании в 1979 году. Не стремился идти в армию и Виктор Цой, поэтому решил имитировать попытку самоубийства. Как вспоминает другой участник группы «Кино», чтобы закосить «под психа» и получить белый билет, нужен был диагноз «маниакальный психоз».

Диагноз «маниакально-депрессивный психоз» позволял получить белый билет и тем самым избежать призыва в армию. В 1983 году Цою пришла повестка. Как рассказывал гитарист «Кино» Юрий Каспарян, невеста Виктора Марьяна договорилась в психиатрической больнице №2, что Цою выпишут справку, но для этого пациента надо было привезти на скорой.

Поводом для вызова бригады могла считаться попытка суицида. Чтобы ее сымитировать, Цой решил порезать вены, но он боялся вида крови, и когда санитары приехали, то увидели на запястьях Виктора неубедительные розовые царапины. Тем не менее его забрали, продержали в больнице полтора месяца и выпустили. Марьяна вспоминала, что музыкант вышел оттуда сильно исхудавший, «почти прозрачный», но главное — с нужной справкой, и в армию не попал.

На Цоя было страшно смотреть. Когда его выписывали, я еле дотащила Витю до машины и повезла домой – на очередную квартиру, которую мы тогда снимали. И вот просыпаюсь часа в два ночи, Цоя нет рядом. Выхожу на кухню: в темноте кромешной он что-то корябает карандашиком на разорванном спичечном коробке. Это был текст «Транквилизатора»…
Марьяна Цой
Текст «Транквилизатор» (черновик Виктора Цоя)

Первая группа

Еще в 1976 году, учась в художественной школе, Цой организовал свою первую музыкальную группу – “Палата номер 6”. В ней было всего три участника, три 13-летних пацана. Ребята исполняли тяжелый рок, подражая Оззи Осборну и группе Black Sabbath. В 1979 году был записан единственный альбом под названием “Слонолуние”, коллектив распался в 1981 году.

В конце 1970-х годов Виктор познакомился с Алексеем Рыбиным, участником группы «Пилигримы». Они создали дуэт «Автоматические удовлетворители», который выступал на квартирниках в Москве и Ленинграде. Примерно в это же время Цоя заметил основатель группы «Аквариум» Борис Гребенщиков (признан иноагентом в РФ). Впоследствии он не раз оказывал поддержку молодому рокеру и его товарищам.

Летом 1981 года к Цою и Рыбину присоединился Олег Валинский. Они сформировали новый коллектив под названием «Гарин и гиперболоиды». Однако вскоре новый участник ушел в армию.

В начале 1982 года коллектив был официально принят в члены Ленинградского рок-клуба, вскоре группа сменила название на “Кино”.

«Кино»

Весной 1982 года группа “Кино” при участии Бориса Гребенщикова (признан иноагентом в РФ) и музыкантов группы “Аквариум” записала свой первый альбом под названием “45”. А спустя год музыканты двух советских рок-групп выступили вместе на сцене — в большом совместном концерте.

На обложке альбома музыканты хотели предстать во фраках, жабо и с пистолетами на фоне купчинских пустырей. Однако, альбом все же был оформлен по-другому. 45» распространялся либо с фотографией Виктора Цоя на лицевой стороне, либо с незамысловатым коллажем, где на первом плане выступал желтый кораблик, плывущий под ночным небом.

В оригинальной версии первого альбома «Кино» четырнадцать песен. Их общее время звучания равнялось сорока пяти минутам, что и определило название альбома. Позже, когда из полотна выпала песня «Асфальт», время звучания записи сократилось на три минуты.

Мне показалось, что это неудачная песня, поэтому из альбома мы ее все-таки убрали, а название сохранили.
Виктор Цой

Альбом «45» можно уверенно назвать первым шагом Виктора Цоя к всенародной славе.

Ещё по теме:  "В этот день родили меня на свет..."

В 1983 году Рыбин ушел из группы, а место барабанщика в «Кино» занял Юрий Каспарян. Коллектив активно готовился к Ленинградскому рок-фестивалю. Однако репетиции пришлось ненадолго прервать, так как Цою грозил призыв в армию и он провел полтора месяца в психиатрической больнице.

Несмотря не трудности, группа успешно выступила на фестивале, став его лауреатом. А песня «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» была признана лучшей.

Тогда в составе группы играли гитарист Юрий Каспарян, басист Александр Титов, а за барабанной установкой сидел Георгий Гурьянов.

Второй альбом группы, «46» (“Сорок Шесть”), записан в 1983 году и фактически является демо-версией будущего альбома «Начальник Камчатки». Интересно то, что альбом не должен был выходить в народ, так как группа считала его репетиционным, но звукорежиссер группы Алексей Вишня посчитал иначе и распространил записи по стране.

Хоть альбом и включен в официальную дискографию группы, сам Виктор Цой не рассматривал его как профессиональную работу.

"Начальник Камчатки" (1984)
«Начальник Камчатки» (1984)

Все треки, которые группа исполнила на Ленинградском рок-фестивале 83 года, вошли в альбом «Начальник Камчатки» (1984), названный так в честь котельной, где Виктор Цой работал кочегаром. Музыканту приходилось совмещать выступления с необременительной работой, чтобы не получить обвинение в тунеядстве, которое считалось уголовным преступлением в СССР. Сейчас на месте той котельной находится клуб-музей «Котельная. Камчатка». За свою жизнь Цой успел также поработать уборщиком в бане, спасателем и сторожем.

В 1985 году вышел альбом «Это не любовь», принесший Цою и его группе всесоюзную известность. В том же году в коллективе снова произошла замена — Игорь Тихомиров теперь оказывается на посту басиста. И именно этот обновленный состав группы остается таковым до конца ее существования.

Пожалуй, пик популярности коллектива пришелся на 1986 год. Дело в том, что, помимо уникальных сочетаний аранжировок и душевных текстов Виктора Цоя, сами песни группы было легко исполнять под гитару, поэтому узнаваемые мелодии звучали в то время буквально из каждого двора. Тогда же «Кино» выпустили очередной альбом «Ночь», в который вошли такие знаковые песни, как «Мама анархия» и «Видели ночь». Выход этого альбома планировался еще в 1985 году.

В 1988 году выходит легендарный альбом «Группа крови», после чего слава о группе разлетается за пределы СССР. Заглавная песня альбома играла из всех радиоприемников и магнитофонов страны. Коллектив начинает гастролировать по странам Европы, в том числе по Франции, Италии и Дании, а их фотографии появляются на обложках популярных в то время музыкальных журналов.

Уже в следующем году вышел не менее известный альбом «Звезда по имени Солнце», с которым группа выезжает в США.

Кроме этого альбома, в 1989 году во Франции выходит сборник группы «Кино» «Последний герой». Его основу составили песни из разных альбомов коллектива в отличающихся от канонических аранжировках. За границей он вышел под названием «Le Dernier Des Héros».

“И мы знаем, что так было всегда,
Что судьбою больше любим,
Кто живёт по законам другим,
И кому умирать молодым,
Он не помнит слова да и слова нет
Он не помнит ни чинов, ни имён,
И способен дотянуться до звёзд,
Не считая, что это сон”

Цой был вокалистом и гитаристом, автором практически всей музыки и текстов группы “Кино”. Во второй половине 1980-х гг., в особенности после выхода альбома “Группа крови”, коллектив приобрел широкую популярность в СССР, регулярно проводил концерты и гастроли, неоднократно становился лауреатом на фестивалях Ленинградского рок-клуба. Записи “Кино” распространялись миллионными тиражами, гастрольные концерты собирали аншлаги на стадионах. Виктор Цой стал символом эпохи перестройки.

Песни Виктора Цоя вошли в первый сборник советской рок-музыки, изданный на Западе под названием Red Wave (“Красная волна”; 1986). В 1989 году группа “Кино” впервые дала концерт за рубежом – в Копенгагене (Дания).

Цой-кинозвезда

В 1986 году Цой начал сниматься в кино. Он дебютировал на экране в фильме Сергея Лысенко «Конец каникул».

«Конец каникул»

Короткий фильм представляет собой четыре клипа на песни «Дальше действовать будем мы», «Закрой за мной дверь, я ухожу», «Попробуй спеть вместе со мной», а также «Раньше в твоих глазах отражались костры», которая так и не вошла ни в одни из альбомов «Кино». Картину снимали весной 1986 года в Киеве вскоре после Чернобыльской катастрофы, когда многие жители, опасаясь радиоактивного заражения, покинули город. Режиссер Сергей Лысенко так и не смог защитить диплом с этим фильмом, а один из членов комиссии и вовсе назвал участников ленинградской рок-группы «фашистами». Пленку с картиной собирались уничтожить, однако автору в последний момент удалось спасти ее.

«Конец каникул» (1986), реж. Сергей Лысенко

Картина «Конец каникул» интересна ранними версиями известных песен «Кино», которые со временем будут изменены. Три из четырех композиций, прозвучавших в фильме, впоследствии войдут в альбом «Группа крови» уже совершенно в другом виде.

«Йя-Хха»

После этого он снимался в документальной короткометражке Рашида Нугманова «Йя-Хха!» (1986), посвященной ленинградскому року. Картина «Йя-Хха» стала учебной работой студентов ВГИКа во главе с начинающим режиссером Рашидом Нугмановым, который позже снимет знаменитую «Иглу». Фильм задумывался в качестве полноценного полнометражного произведения, однако бюджета с трудом хватило только на 35-минутную короткометражку, снятую всего за две недели. Она примечательна тем, что в ней приняли участие почти все тогдашние ленинградские рок-звезды: Кинчев («Алиса»), Гребенщиков («Аквариум»), Науменко («Зоопарк») и Цой («Кино»). Виктор Робертович появляется в самом конце картины, где исполняет песню «Дальше действовать будем мы» в знаменитой кочегарке «Камчатка».

В итоговую версию «Йя-Хха» не попал ряд сцен с участием лидера группы «Кино». Скажем, «под нож» пустили эпизод с проходом Виктора Цоя и гитариста Юрия Каспаряна по улицам Ленинграда перед квартирником, а также черно-белый клип на песню «Дальше действовать будем мы», снятый специально для фильма.

«Диалоги»

В том же 1986 году Цой снимается в документальном фильме режиссёра Николая Обуховича «Диалоги».

В основе этого документального фильма лежит концерт ленинградской группы «Поп-механика» Сергея Курехина, в которой Цой одно время играл на гитаре. Кроме них в картине появились множество знаменитых актеров и музыкантов, в том числе Борис Гребенщиков, Андрей Вознесенский, Лариса Долина и Сергей Летов (саксофонист, старший брат Егора Летова).

«Рок»

В 1987 году режиссер Алексей Учитель снимает документальную картину «Рок». В этом фильме рассказано о знаменитых молодых отечественных музыкантах 1980-х годов, которые вынуждены пребывать в андеграунде из-за невозможности вписаться во враждебную советскую действительность. В фильме снимаются Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Антон Адасинский, Олег Гаркуша, а также группы «Аквариум», «АВИА», «АукцЫон», «ДДТ». Плюс ко всему в «Рок» попало интервью Цоя, взятое у лидера «Кино» в легендарной «Камчатке», где он рассказывает о прелестях работы кочегаром.

Однако культовыми для Цоя стали картина «Асса» (1987) Сергея Соловьева и «Игла» (1988) Рашида Нугманова.

«Асса»

Советскую драму «Асса» 1987 года снимали в основном зимой 1987 года в Ялте, однако эпизод с появлением Виктора Цоя в эпилоге картины был отснят в «Зеленом театре» парка Горького в Москве. Музыкант играет самого себя: так и не дождавшись конца казенного инструктажа директора ресторана о правилах поведения артистов, он выходит на сцену, где исполняет песню «Хочу перемен!». Оплатой для огромной массовки с зажигалками в руках стал бесплатный концерт группы «Кино». Главную композицию для фильма из-за особенностей съемочного процесса музыканты исполнили под фонограмму, однако все остальные песни публика услышала «вживую».

Песня «Хочу перемен» в исполнении Цоя стала прямым выражением идеи ленты «Асса»

В «Ассе» Цой стал символом абсолютной свободы: из тесных коридоров ДК музыкант выходит в ночной простор, обретая силу. А с ним его мощное оружие в борьбе за волю – песня о переменах.

«Игла»

«Игла» стала, безусловно, главным фильмом с участием Виктора Цоя, исполнившего в криминальной драме Рашида Нугманова главную роль героя-одиночки Моро. Картина стала одной из первых советских лент, где затронуты различные табуированные прежде темы, такие, как например, наркомания или катастрофа с высыханием Аральского моря. Композиции, прозвучавшие в «Игле», в том числе «Звезда по имени Солнце», «Бошетунмай» и «Группа крови», были записаны музыкантами «Кино» на студии «Мосфильма».

Кадр из фильма «Игла»

«Игла» стала лидером советского кинопроката 1989 года, а сам Цой был признан лучшим актером 1989 года по версии журнала «Советский экран». Интересно, что в самом фильме судьба главного героя, получившего пару ударов ножом, остается неизвестной. При этом позже Нугманов заявил, что по задумке Моро должен был выжить, поскольку планировалось снимать продолжение истории.

В кадре Цой, не имевший актерского опыта, был настолько убедителен, будто он не играл, а проживал каждую роль – так легко и непринужденно Виктор создавал образы своих героев.

Самый последний концерт с участием Виктора Цоя состоялся в 1990 году в «Лужниках» в Москве. Записи с того выступления в дальнейшем использовали при съемках документального фильма «Человек в черном».

Фанат Брюса Ли

Виктор обожал этого китайского актера и мастера кунг-фу. Но не только внешность и стиль привлекали рок-музыканта. Ли получил высшее образование в области философии и нес миру важный посыл, основанный на принципе «победа без борьбы»: выиграть можно только в том случае, если сконцентрироваться не на борьбе, а на результате. Это убеждение китайского актера Виктор Цой взял себе в качестве жизненного кредо.

Даже песни, в которых певец затрагивал тему войны – «И две тысячи лет война», «Пожелай мне удачи в бою» — не несли в себе призыва к насилию. Он просто «хотел остаться собой» и стремился к творческой самореализации.

Цой вообще больше пел про любовь нежели про революцию. Но совпало, что заканчивалась война в Афганистане, и очень многие моменты стали известны. Про гробы цинковые, про количество людей, которые погибают. И Цой написал песню в очень нужное время конечно же: «Группу крови», которая его в принципе сделала героем страны. Потому что люди шли умирать с этой его песней на устах. А ему просто хотелось освоить новый формат.
музыкант Алексей Вишня

Виктор Цой уважал Владимира Высоцкого. Во-первых, творчество мэтра было посвящено свободе, а во-вторых, Высоцкий отдавал всего себя искусству. Цой работал так же, на износ – из скромного замкнутого романтика он превращался в лидера всей толпы, в кумира миллионов. Он не умел работать по-другому – таков был его фирменный стиль.

Талантливый человек талантлив во всем. Виктор не только сочинял стихи и музыку, но и великолепно вырезал по дереву. Ему нравилось конструктивное искусство Японии, поэтому у родственников Цоя до сих пор хранятся деревянные японские божества, вырезанные музыкантом.

Кроме того Виктор рисовал – это, пожалуй, менее известная сторона его творчества. При этом художником он себя чувствовал с самого детства, а во взрослом возрасте участвовал во многих советских и зарубежных выставках.

Он входил в группу «Новые художники», которая обращалась к наследию авангарда 1920-х годов и зарубежным проектам — поп-арту, комиксам, граффити американских художников. Это сказывалось и на работах Виктора Цоя — ярких, экспрессивных, с нарочито упрощенными формами. Своей мастерской у него не было, и он рисовал где придется и на чем придется. Зачастую — на кусках бумаги, картона и даже полиэтилена. Виктор Цой участвовал в выставках своего творческого объединения и даже в нью-йоркской выставке ленинградских художников — всего в Америку отправились 10 его картин.

Рисунки Виктора Цоя

Цой начинал свой путь в изобразительном искусстве с «квадратных человечков», а в конце 1980-х работы стали приобретать более экспрессивные и реалистичные черты.

Личная жизнь Виктора Цоя

Из-за своей национальности музыкант не пользовался популярностью у противоположного пола когда учился в школе. Его личная жизнь стала меняться лишь к 20 годам — девушкам хотелось покорить сердце перспективного и талантливого музыканта.

Казалось бы, у человека с такой обширной армией поклонников чувство неуверенности в себе должно быть напрочь атрофированным. Но по словам современников, Виктор был очень застенчивым. Данная черта характера превратила его в скромного парня, которому было непросто заводить романы с девушками. И пока его друзья то и дело меняли девчонок как перчатки, Виктор Цой предпочитал отдаваться музыке.

В девятнадцатилетнем возрасте молодой Виктор все же сумел найти компанию единомышленников, в которую входили представители всего советского андерграунда. Это были ребята, мечтавшие о славе. Они были поклонниками западной рок-музыки, лишенной каких-либо запретов. И эта невероятная тяга к свободе в итоге стала неотъемлемой частью творчества Виктора.

В тот период времени произошло знакомство, изменившее всю дальнейшую жизнь Виктора Цоя. Девятнадцатилетний музыкант познакомился с Марьяной Игоревной Родованской, которая также зависала в компании.

Виктор Цой и Марианна. Фото начала 1980-х годов.

Девушка была на четыре года старше Виктора, а также не горела желанием заводить отношения с беззаботными музыкантами. Но даже она не смогла устоять перед тем напором и искренностью, с которыми Виктор пел свои песни.

Марьяна и Виктор стали встречаться в 1982 году. На тот момент девушка работала в цирке, что отнимало у нее немало свободного времени. Но как только музыкальная деятельность возлюбленного стала приносить свои плоды, она бросила цирк и переквалифицировалась в личного менеджера группы «Кино», помогая Виктору в достижении новых высот.

Свадебное фото Виктора Цоя
Свадебное фото Виктора Цоя

Бракосочетание молодой пары состоялось в феврале 1984 года. На церемонии присутствовали многие знаменитые рок-музыканты того времени.

Бракосочетание Виктора Цоя и Марьяны

Спустя всего год Марьяна родила единственного сына, которому дали имя Александр. В наши дни молодой человек также занимается музыкой, следуя по стопам своего знаменитого отца.

Виктор и Марьяна Цой с сыном Сашей
Виктор и Марьяна Цой с сыном Сашей

Несмотря на счастливую свадьбу и рождение сына, пара провела в отношениях всего три года.

Во время работы над фильмом «Асса» у Виктора Цоя вспыхнул роман с Наталией Разлоговой, которая выполняла обязанности ассистента режиссера. Это в итоге привело к разрушению семьи Цоя. Впрочем, официально пара не разводилась, а после смерти супруга Марианна занималась выпуском его последних записей и неизданных материалов.

Виктор Цой и Наталья Разлогова
Виктор Цой и Наталья Разлогова

Вместе с Наталией Виктор Цой прожил весь свой остаток жизни, оборвавшейся столь неожиданно.

Автокатастрофа и загадочная смерть Виктора Цоя

Рок-музыкант разбился в автокатастрофе 15 августа 1990 года, он попал в ДТП на 35-м километре латвийской трассы Слока—Талси, неподалеку от города Тукумса, когда возвращался с отдыха в Прибалтике. Известно, что машина Цоя врезалась в автобус.

Что случилось с Виктором Цоем

Говоря языком милицейского протокола, в среду 15 августа 1990 года в 11 часов 28 минут на 35 километре шоссе Р-126 Слока — Талсы, у хутора Таутопнике (тогда Латвийская ССР) после переезда моста через речку Тейтопе перед крутым поворотом «Москвич 2141», госномер Я 68 32 ММ, которым по доверенности управлял Цой Виктор Робертович 1962 года рождения, выехал на полосу встречного движения, где произвел столкновение с автобусом «Ikarus-250», госномер 05 18 ВРН, принадлежавшим автотранспортному предприятию № 29 г.Тукумс (водитель Фибикс Янис Карлович 1946 года рождения) и двигавшимся с разрешенной скоростью. В результате ДТП Цой В.Р. от полученных тяжелых травм скончался на месте. У «Москвича 2141», которым управлял погибший, после столкновения уцелела только задняя часть кузова. Фибикс Я.К. получил ушибы. Стараясь избежать ДТП, водитель «Ikarus-250» увел машину вправо, в результате чего автобус съехал в реку Тейтопе.

Автомобиль Виктора Цоя после аварии

Причины аварии: 5 версий

Как часто бывает в случае гибели известного человека, версий произошедшего несколько:

  1. Официальная

В рамках дела № 480, которое вела следователь Тукумского РОВД Эрика Казимировна Ашмане, было установлено, что в момент столкновения скорость «Москвича 2141», которым управлял Виктор Цой, была более 100 км/ч. Удар был такой силы, что 6м легковой автомобиль и автобус двигались вместе, после чего машину Цоя отбросило на 25м к ограждению моста. Вскрытие тела погибшего, проводившееся судмедэкспертом специальной группы Латвийского республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы Алексеем Симановским, показало, что перед ДТП у Цоя не произошел инсульт или инфаркт. Анализ крови на группу из шести основных сильнодействующих психоактивных веществ проводился. Как выразился много позже Симановский: «Был ответ, что ничего нет».

Судмедэксперт категорически опроверг растиражированную СМИ информацию о проведенном исследовании клеток головного мозга, которое якобы показало, что Цой заснул за рулем: «О таком анализе могут говорить только люди, совершенно далекие от медицины. Такого исследования в природе не существует», — заявил Симановский.

Вероятно, такого рода сведения стали распространяться сразу после того, как стало известно, что в день гибели Цой около 6 ч утра отправился на рыбалку на одно из местных озер. Отсюда был сделан вывод, что на обратном пути музыкант, накануне работавший над очередным альбомом, от усталости задремал. Однако в материалах дела содержится иной вывод. Сотрудниками ГАИ, прибывшими на место ДТП, было установлено, что порядка 7 с (или более 220 м) перед столкновением «Москвич 2141» двигался, находясь правыми колесами на обочине. При этом тормозной след отсутствовал. Основываясь на этих фактах, следствие пришло к выводу, что Цой не справился с управлением.

Единственным свидетелем ДТП стал Янис Фибикс, который перегонял пустой автобус на базу из аэропорта, куда перед этим отвез туристов. Фибикс, ставший профессиональным водителем после службы в ВМФ СССР, где почти четыре года плавал на первой советской атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол», отличался аккуратностью и до трагического 15 августа 1990 года ни разу не был участником даже небольшой аварии. После случившегося Янис Карлович, ранее не слышавший ни одной песни Цоя, старался объезжать роковой участок трассы, но каждый год он, стараясь не привлекать внимания, приезжает туда в день аварии.

  1. Бытовой конфликт

Среди фанатов группы «Кино» откуда-то возникла версия о конфликте, произошедшем у Цоя с неустановленными лицами во время рыбалки, которая предшествовала ДТП. Неизвестные якобы преследовали музыканта на своем автомобиле и выдавили «Москвич» музыканта на обочину, пытаясь уйти с которой, Цой и вылетел на встречку. Эта версия не подтверждается супружеской парой, которая видела машину Виктора незадолго до ДТП, и Янисом Фибиксом.

  1. Спецоперация КГБ

Есть эксперты, доказывающие, что Цоя, который оказывал большое влияние на молодежь, устранили сотрудники спецслужб. Под каким-то предлогом они якобы остановили машину музыканта, с помощью введенного препарата привели его в бессознательное состояние, а затем, включив первую передачу, направили «Москвич» под двигавшийся по встречной полосе автобус. Слишком сложно, чтобы быть правдой. К тому же Виктор Цой не был самым политизированным музыкантом того времени в СССР.

  1. Самоубийство

Еще одна фанатская версия. Аргументы против нее, вроде бы, очевидны. Цой и группа «Кино» были на пике популярности, музыканты успешно участвовали и в кинопроектах. В личной жизни Виктора тоже все складывалось хорошо. С другой стороны, в текстах песен альбома, над которым Цой работал незадолго до своей гибели и который затем получит название «Черный», множество отсылок к теме смерти…

  1. Автомобильная

«Москвич 2141», вставший на конвейер в 1986 году, считался в СССР на первых порах очень престижным, но вскоре не без причины заработал такие прозвища как «Автомобиль заведомо лишенный качества» и «калека» (так расшифровывали название завода АЗЛК и обыгрывали экспортное обозначение модели, Aleko). Кроме того, по некоторым данным, машина, доставшаяся впоследствие Цою, изначально собиралась для главного инженера АЗЛК, но тот почему-то отказался от приобретения этого экземпляра. После ДТП автоэкспертиза темно-синего «Москвича» музыканта не проводилась, а впоследствии следы искалеченной машины затерялись в сумерках того, что позже назовут «лихими девяностыми». Поговаривали, что автомобиль под сохранившиеся документы полуподпольно «восстановили» на АЗЛК для последующей продажи… Из вещдоков сохранился лишь номерной знак, который в ноябре 2018 года ушел с аукциона за 2 млн. руб.

Ещё по теме:  "Вспомни улыбку мою, и станет немного теплей..." - 50 лет Юре Шатунову

Фактором, который мог способствовать ДТП, являлись и дорожные условия в месте аварии. Хотя 15 августа 1990 года выдалось солнечным и жарким, что улучшало сцепление покрышек с асфальтом, покрытие на роковом участке трассы Р-126 Слока — Талсы было далеко от совершенства, а видимость в направлении крутого поворота, из-за которого появился «Ikarus», ограничивала густая крона дерева. При этом ширина проезжей части шоссе, относящегося, согласно действовавшим тогда СНиП II-Д.5-72, к дорогам местного значения последней, пятой категории, составляла порядка 4,5-5 м, тогда как ширина «Ikarus-250» 2,5 м, а «Москвич 2141» 1,7 м. Трава на обочинах только осложняла ситуацию.

Наконец, стоит задаться вопросом, каким водителем был Виктор Цой. Музыкант вместе со своими коллегами по группе «Кино» пришел обучаться на «права» в кооперативную автошколу «ВАД» в тогда еще Ленинграде только в октябре 1989 года. Впрочем, по воспоминаниям инструктора школы Андрея Ефимова, Цой почти не появлялся на занятиях. Экзамен Виктор сдавал на заднеприводном ВАЗ-21013 на дорогах рядом с Богословским кладбищем, где через несколько месяцев его похоронят… Картину ДТП Андрей Ефимов рисует вполне реалистично. Отсутствие ощущения скорости типично для новичка. Съезд правыми колесами на обочину — результат потери концентрации: возможно, Цой, ехавший с открытым окном, закурил и, пытаясь стряхнуть упавший на одежду или обивку салона пепел, отвлекся от дороги. Авторы документального фильма «Цой. Высокая в небе звезда» предположили, что Виктор хотел перевернуть магнитофонную кассету с записями музыки. Почему машина оказалась на встречке? Цой не имел опыта управления «Москвичом 2141». Доверенность на музыканта была выписана только 27 апреля 1990 года. Между тем, модель АЗЛК — один из первых переднеприводников в СССР, к тому же с не идеальной управляемостью. При съезде с обочины достаточно было при вывернутых колесах затормозить, чтобы машина вылетела на встречку.

«Чёрный альбом»

После гибели Виктора Цоя был выпущен восьмой и последний студийный альбом группы – “Кино”, известный так-же как “Черный альбом”.

Пластинка была создана после завершения последнего для коллектива концертного тура. Демо-версия альбома была записана лидером группы «Кино» Виктором Цоем и гитаристом Юрием Каспаряном летом 1990 года в латвийском курортном посёлке Плиеньциемс, куда музыканты отправились в отпуск после тяжёлых и изнурительных гастролей.

После создания демо-записи случилась трагедия. Завершать создание «Чёрного альбома» остальные музыканты «Кино» вынуждены были без своего лидера. В записи основной версии пластинки принимали участие гитарист Юрий Каспарян, бас-гитарист Игорь Тихомиров, барабанщик Георгий Гурьянов и директор группы Юрий Айзеншпис. Альбом создавался на основе уцелевшего материала. Были «спасены» записанный ранее голос Цоя и звук его гитары. Музыкантам удалось достичь баланса: сохранить первоначальное звучание песен и при этом сделать профессиональную запись с качественными аранжировкам.

Альбом "Кино" 1991 год
Альбом «Кино» 1991 год

Пластинка была официально представлена 12 января 1991 года в Московском дворце молодёжи. Презентация была раскритикована журналистами и поклонниками группы «Кино» за чрезмерную коммерциализацию мероприятия.

В одной из песен «Черного альбома» есть написанные Виктором Цоем строчки: «Следи за собой, будь осторожен!» Не уследил…

Памятники Виктору Цою

19 августа Цой был похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.

Могила Цоя находится в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

После смерти музыканта в различных городах России (и не только) стали появляться памятные места (памятники, мемориалы, стены с рисунками и граффити) в память о Викторе Цое.

На Google-картах есть даже целая карта памяти Виктору Цою с делением мемориалов на категории.

Памятники, посвященные легендарному рок-музыканту и лидеру группы «Кино», стали символом эпохи и источником вдохновения для многих поколений. Они служат местами поклонения и важными точками притяжения для поклонников творчества Виктора Цоя.

Памятник Виктору Цою в Литве (место гибели)

Мемориал на месте гибели Виктора возник сразу после его трагического ухода: табличка с датой гибели, фотографии, цветы, свечи, фенечки, записки, стихи и рисунки поклонников.

Мемориал на месте гибели Виктора Цоя

Текст первой таблички на мостике был «Здесь 15 августа 1990 года погиб поэт и музыкант Виктор Цой. Но он всегда жив в наших сердцах».

Впоследствии этот текст несколько раз менялся, но не существенно. Последняя версия звучала так: «Здесь 15 августа 1990 года погиб Виктор Цой. Он всегда жив в наших сердцах».

Примерно через два года с той стороны дороги, где произошло столкновение машины Виктора с «Икарусом», появился первый памятник: небольшая металлическая пирамидка с гитарой на верхушке и надписью: “Памяти В. Цоя”. О том, кто его изготовил и установил, ходили разные слухи, но точной информации нет. Этот памятник стоит на обочине дороги до сих пор.

Первый памятник Виктору Цою

Обновленный памятник Виктору Цою установлен 14 августа 2002 года. На момент открытия 15 августа 2002 года, скульптура Виктора Цоя была выполнена из гипса. В сентябре 2002 года была установлена скульптура из металла.

Памятник представляет собой постамент и трапециевидную стелу, в завершении которой находится скульптура Виктора Цоя по пояс. Скульптура изображает Виктора Цоя с повёрнутой вправо и немного вверх головой, руки обхватывают себя за плечи. По задумке авторов (скульптора Амирана Хабелашвили и художника Руслана Верещагина), такой героический и монументальный образ передаёт силу и энергетику творчества Виктора Цоя. В качестве модели туловища выступал один из соавторов памятника (Руслан Верещагин), голову лепили на основе сохранившихся фотографий Виктора Цоя.

Мемориал музыканту на месте гибели

На постаменте выбиты строчки из песни «Легенда»:

«Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать…».

Памятник Виктору Цою в Караганде

26 августа 2017 года в Караганде был открыт памятник Виктору Цою и сквер имени легендарного рок певца, который расположен на Олимпийской улице.

Памятник Цою в Санкт-Петербурге

В августе 2020 года в сквере на пересечении проспекта Ветеранов и улицы Танкиста Хрустицкого, недалеко от которого расположена школа, в которой учился Цой, установили бронзовый памятник музыканту.

Статуя певца была отлита из бронзы по фотографии авторства Юрия Чашкина. Автор скульптуры — Матвей Макушкин. Спонсор Жорно Юрий Юрьевич.

Памятник в Алматы (Казахстан)

Монумент из бронзы установлен в 2018 году на улице Тулебаева (“Тулебайке”) в день рождения певца — 21 июня. На этом месте снималась финальная сцена фильма “Игла”. Автор памятника Питерский скульптор Матвей Макушкин.

Малая архитектурная форма, как ее назвали организаторы мероприятия, была установлена в честь 30-летия снятой казахстанским режиссером Рашидом Нугмановым “Иглы”, которая вышла на большой экран в 1988 году. Образ Моро навсегда врезался в память молодежи того времени.

Помимо самой статуи Моро аллею украшают и таблички с отрывками из песен Цоя – хитов, которые некогда под гитару пели в каждом дворе городов огромного СССР.

Памятник в Элисте

Памятник Виктору Цою в Элисте

В Элисте памятник Виктору Цою открыт к 60-летию со дня рождения музыканта. Памятник установлен в центре города на Аллее Героев рядом с шахматной ротондой. Памятник подарил городу предприниматель Мингиян Яшаев, который является поклонником творчества Цоя. Над бронзовой скульптурой более 10 лет трудились калмыцкий скульптор Николай Галушкин и скульптор-литейщик Сергей Коробейников. Скульптура изображает известный кадр из фильма «Игла».

Памятник в Барнауле

В Барнауле он был открыт в 2010 году прямо в канун 20-летия со дня смерти великого музыканта и певца. С того самого времени в город приезжают многие любители и почитали творчества группы «Кино», дабы возложить цветы в знак памяти к исполнителю.

Памятник Виктору Цою в Барнауле

Сам же памятник представляет из себя фигуру музыканта с гитарой, которая буквально «вырастает» из постамента. Скульптор изобразил Виктора Цоя в его излюбленной позе – голова приподнята вверх и смотрит в небо. За спиной музыканта изображен полукруг, который символизирует восхождение «Звезды по имени Солнце».

Стена Виктора Цоя в Минске

Стена Виктора Цоя в Минске

Стена Виктора Цоя появилась в столице Белоруссии почти сразу после смерти лидера ленинградской группы «Кино». В Минск группа «Кино» приезжала за год до трагедии, в мае 1989 г., концерт проходил на стадионе «Динамо».

Минские поклонники Виктора облюбовали для этой цели бетонные плиты, которые ограждали стройплощадку Дворца Республики, — в центре города. Эти плиты служили фанатам «холстом», на котором писались послания, рисовались портреты кумира, клеились его изображения. Стена Цоя тянулась метров на сто. Так она простояла лет пять, но после завершения строительства дворца ее пришлось убрать. Чтобы не обижать поклонников В. Цоя, городские власти перенесли несколько бетонных плит на улицу Интернациональную. В связи со строительством нового отеля стена была перенесена в сквер недалеко от стадиона «Динамо». Сотни тех, кто обожал Виктора при жизни или познакомился с творчеством поэта и музыканта уже после его смерти, приходят сюда с цветами, плакатами, фотографиями и до позднего вечера поют под гитару его песни.

Камень-памятник Цою в Красноярске

Камень-памятник Цою в Красноярске

Стена Цоя в Москве

Стена Цоя в Москве

Клуб-музей «Котельная Камчатка» Виктора Цоя

Клуб-музей «Котельная Камчатка» Виктора Цоя

Сквер Виктора Цоя в Санкт-Петербурге

Сквер Виктора Цоя в Санкт-Петербурге

Интересные факты из жизни Виктора Цоя

  • Еще одним увлечением лидера «Кино» было творчество Михаила Боярского. Цой знал наизусть все его песни, ходил на постановки и очень точно подражал голосу и манере исполнения кумира.
  • В конце 1980-х режиссер «Иглы» Нугманов вместе с писателем-фантастом Уильямом Гибсоном работал над фильмом «Цитадель смерти» о борьбе преступных банд в альтернативном Ленинграде. Главную роль в нем должен был сыграть Цой, однако музыкант погиб до начала съемок.
  • Первую гитару Цою подарили родители. Первая электрогитара тоже стала их подарком, пусть и незапланированным. Однажды, уезжая на море, мать и отец оставили молодому Цою 90 рублей на проживание — по три рубля в день. Однако тот решил, что музыка ему важнее, и потратил 87 рублей на электрогитару. На оставшиеся деньги он планировал питаться беляшами, из-за которых получил отравление и несколько дней лежал дома.
  • У героини песни «Восьмиклассница» есть реальный прототип — Дженни Яснец. С Цоем ее познакомил художник Андрей Медведев, готовивший 15-летнюю девушку к поступлению в художественно-промышленную академию, носившую в то время имя Веры Мухиной. Музыкант много общался с девушкой, а она ходила на все его концерты. Сейчас «восьмиклассница» занимается дизайном интерьеров.
  • На сцене Цой был невероятно энергичен и уверен в себе. Однако его друзья отмечали робость и стеснительность музыканта в обычной жизни, особенно в общении с женщинами.
  • У группы «Кино» было четыре зарубежных концерта — два во Франции и по одному в Дании и Италии.
  • Музыкант в 1989 году совершил поездку в Италию и сделал фотографию на фоне легендарного Колизея — места, где проходили гладиаторские бои в Древнем Риме.
  • Виктор Цой любил черный и желтый цвета. Он старался одеваться в черное, а увлечение восточной культурой привило ему любовь к розам желтого цвета. Желтый цвет на Востоке — символ Вечности.

ТОП-10 цитат Виктора Цоя.

Смерть стоит того, чтобы жить. А любовь стоит того, чтобы ждать

Я считаю, что человек живет на планете, а не в государстве

Музыка вообще ничего никому не должна

Я свободный человек потому, что я всегда занимался тем, что мне нравится, и не делал того, что не хочется

Все говорят, что нужно кем-то мне становиться. А я хотел бы остаться собой

Каждый человек имеет право сказать. И каждый человек имеет право слушать или не слушать

Я ни о чем не жалею. Я всегда отвечаю за свои поступки. Для меня вообще важно, чтобы мне было интересно жить. Все остальное меня не интересует

Я не думаю о будущем Кино и вообще о будущем, потому что жизнь полна случайностей…

Помни, что нет тюрьмы, страшнее чем в голове…

Ты мог быть героем, но не было повода быть. Ты мог умереть, если б знал, за что умирать.


Нашли ошибку в тексте? Выделите текст, содержащий ошибку и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter. Мы увидим и исправим ошибку. Спасибо за внимание. Правописание уведомления вебмастера


+ Комментариев нет

Добавьте свой

пять − один =