Кто из нас не знаком с ребусами? Эти занимательные шифровки знакомы всем от мала до велика. В ребусах слова зашифрованы с помощью последовательности картинок и разных символов, в том числе букв и цифр.
Как насчёт разминки для ума? Любите ли вы в свободную минутку погадать кроссворды и покумекать над логическими задачками? Превращать сложное в увлекательное люди стали очень давно, рисуя абракадабры и замысловатые схемы. Головоломки на расшифровку спрятанных слов, или в простонародье – ребусы, — это целое искусство, которое живёт по своим правилам составления и разгадки.
Знаете ли вы, как решать ребусы или зашифрованные загадки для вас – дремучий лес? Оказывается, здесь существуют свои техники и приёмы, позволяющие «включить мозг». Итак, будем знакомы – ребус.
Ребус (от латинского «rebus» – «при помощи вещей») – это занимательная головоломка, шифровка одного или нескольких слов с помощью иллюстраций, букв, цифр и символов. Разгадать ребус – значит расшифровать слово, словосочетание или целую фразу, задуманную автором.
Несколько ребусов могут быть объединены в одном рисунке или в виде последовательности рисунков с тем, чтобы составить фразу или предложение. В литературных ребусах для составления предложений используются буквы, числа, музыкальные ноты или особым образом расположенные слова. Составные ребусы включают в себя рисунки и буквы. Ребусы могут передавать прямое значение слов, главным образом, чтобы информировать или инструктировать неграмотных людей, либо умышленно скрывать их значение, чтобы информировать только посвящённых, или в случае использования в качестве загадки и развлечения.
Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Такие ребусы сходны с иероглифами Египта и пиктографами раннего Китая. Изображения ребусов использовались, чтобы передать названия городов на греческих и римских монетах, или для обозначения родовых фамилий в средневековый век.
Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали «о делах, которые творятся». Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты.
В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро, появился во Франции в 1582 году.
В России ребусы появились позднее — в середине XIX века, первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником Волковым в журнале «Нива». В дальнейшем стал выходить специальный журнал «Ребус».
За время, прошедшее с тех пор, техника составления ребусных задач обогатилась множеством разнообразных приёмов. Чтобы разгадать ребус, важно не только знать, что нарисовано, но и учесть расположение рисунков и символов друг относительно друга, и это достигается практикой. Есть некоторые негласные правила, по которым составляют ребусы, и разгадывать их легче тоже по тем же правилам.
В первом материале из серии «Ребусы» мы познакомимся с этими правилами, рассмотрим на конкретных примерах все варианты «чтения» ребусов.
«Мы знаем немало серьёзных людей, — писалось в одном из журналов, которые с удовольствием посвящают часы досуга разгадыванию ребусов и в особенности рекомендуют это занятие молодым как отличительную гимнастику для ума…».
К этому можно еще добавить, что расшифровка ребусов оттачивает сообразительность, вырабатывает умение довести начатое дело до конца, способствует активизации общения людей.
Загадки-ребусы для детей имеют много положительных моментов:
- Способствуют развитию мышления.
- Тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку.
- Помогают ребенку расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы.
- Тренируют зрительную память, правописание В отличие от обычной загадки, где используется только словесное описание в стихах или прозе, ребусы сочетают в себе сразу несколько приемов восприятия, как словесных, так и зрительных.
Ребусы можно разделить на несколько категорий:
- Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.
- Ребусы «сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.
- Ребусы-шутки — это шуточная загадка в стихах.
- Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.
- Звуковой ребус — это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.
- Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.
- Ребус-задача — это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.
- Числовые ребусы — это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.
- Слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка;
- Ребус читается слева направо, реже сверху вниз;
- Названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже;
- Если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево;
- Если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него, не читаются последние буквы;
- Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета;
- Если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном порядке;
- Если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства;
- Если часть слова произносится как числительное, в ребусе она изображается цифрами и числами (О5 — опять; 100Г — стог);
- Если у рисунка нет никаких дополнительных знаков, следует учитывать только первую букву названия изображённого предмета;
- Многие части зашифрованных слов обозначают соответствующим расположением букв и рисунков. Слова, в которых есть сочетание букв на, под, над, за, можно изобразить с помощью размещения букв или предметов одного над другим или за другим. Буквы С и В могут стать предлогами. Если буква составлена из других букв, при чтении используется предлог «Из».
Рассмотрим на конкретных примерах, как при расшифровке ребусов опираться на вышеперечисленные правила.
Простейший вариант, когда ребус состоит из двух картинок, которые помогут составить новое слово. Названия предметов, изображённых в ребусе, следует читать в именительном падеже единственного числа или множественного, если изображено несколько предметов.
ВОЛ + ОКНО = ВОЛОКНО
СЛЕД + ОПЫТ = СЛЕДОПЫТ
ОКО + ЛИЦА = ОКОЛИЦА
Из последнего примера видно, что картинка в ребусе может иметь не одно название (глаз и око, пчёлы и рой и т.п.); или изображение может иметь общее или частное название (птица — общее название; стриж, ласточка, курица — частное название). Если изображённый предмет имеет два значения, то логически нужно определить подходящее. Это самое трудное в ребусах.
Если картинка перевернута вверх ногами, это значит, что слово читается «задом наперёд».
Перевёрнутый НОС = СОН
Если справа или слева от картинки стоит одна или несколько букв — это значит, что эти буквы просто следует добавить. Бывает, перед ними ставится знак «+». Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.
КОЛБА + СА = КОЛБАСА
Х + ЛЕВ = ХЛЕВ
Запятые справа или слева от картинки означают, что в загаданном, с помощью картинки, слове нужно удалить столько букв, сколько стоит запятых. При этом запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Иногда запятые слева от изображения рисуют вверх тормашками, хотя принципиальной роли это не играет.
ВОЛК — К = ВОЛ
ГАМАК — ГА = МАК
БАРАБАН — БА — АН = РАБ
Стрелка, остриём влево, изображённая над картинкой, указывает, что после того как слово расшифровано его нужно прочитать задом наперёд.
КОМОД — КО = МОД читаем справа налево = ДОМ
Если над картинкой стоит зачёркнутая буква, а рядом стоит другая, то эту букву в слове нужно изменить на указанную. Если же одна или несколько букв просто зачеркнуты, то их нужно удалить из данного слова. Знак «=» тоже служит для замены одной из букв на другую.
ОРЁЛ = ОСЁЛ
БАБОЧКА — БА = БОЧКА
КОРОВА = КОРОНА
Если зачеркнутая буква(ы) стоит как независимая фигура, то ее необходимо читать с прибавлением частицы «не».
НЕУЧ
Вместо картинки могут использоваться цифры. Если часть слова в ребусе изображена числом, то число произноситься как числительное.
Цифра СЕМЬ + буква Я = СЕМЬЯ
Цифра СТО + буква Л = СТОЛ
Имеем в виду, что и у цифры может быть не одно название.
РАЗ + ВИЛКА = РАЗВИЛКА
Буква Ш + КОЛ + буква А = ШКОЛА
Буква Р + ОДИН + АРКА (отбрасываем 2 первые буквы) = РОДИНКА
ПОВАР (убираем 3 буквы справа) + цифра ДВА + ЛЕС (без 2-х последних букв) = ПОДВАЛ
Несколько одинаковых букв или других изображений подряд означают, что их нужно попытаться сосчитать.
СЕМЬ букв Я = СЕМЬЯ
ТРИ КОТА + буква Ж = ТРИКОТАЖ
ПАРА букв Д = ПАРАД
Цифры рядом с картинкой служат для нумерации букв в слове. Цифра обозначает место буквы в данном слове, а порядок, в котором написаны цифры – определяет новое место этой буквы.
МАЛЯР = МАРЛЯ
Если цифр указывается меньше, чем букв в загаданном слове, это значит что из загаданного слова надо отобрать только указанное количество букв.
АЛЛИГАТОР = ГИТАРА
Употребление зачёркнутых цифр означает, что в загаданном слове надо убрать соответствующие буквы.
ПАЛАТКА = ПАЛКА
Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками, направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами.
ЗАМОК = МАЗОК
Могут также использоваться и римские цифры.
Сорок А = СОРОКА
Не исключается использование дробей. Когда в ребусе используется дробь, это разгадывается как «НА» (разделить НА). Если же в ребусе используется дробь со знаменателем 2, то это разгадывается как «ПОЛ» (половина).
З делим на К = ЗНАК
Пол буквы Е = ПОЛЕ
Перечёркнутый знак «=» между картинками следует читать как «НЕ».
И не Й = ИНЕЙ
Часто в ребусах рисуют буквы, размещенные в необычном ракурсе относительно друг друга (одна внутри другой, одна под или над другой, одна бежит к другой, одна выходит из другой и т.п.). Это означает, что описать рисунок или буквосочетания необходимо с помощью предлогов, союзов: «И», «В», «К», «У», «С», «ЗА», «ИЗ», «НА», «ПО», «ПЕРЕД» и других.
Если предметы, цифры или буквы изображены одни в других, то их названия читаются с добавлением предлога «В» перед или между названиями.
В букве О буква З = ВОЗ
Буква З в букве О + буква Н = ЗВОН
Если один объект изображен за другим, то их названия читаются с добавлением предлога «ПЕРЕД» или «ЗА».
За буквой Л буква П = ЗАЛП
Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами или цифрами означает использование предлогов «НА», «НАД», «ПОД».
На букве С буква Т = НАСТ
Под буквой С кок = ПОДСКОК
С буквы Н буква Е + буква Г = СНЕГ
Если какая-либо буква сложена из других букв, название читается с прибавлением «ИЗ».
Из букв Б буква А = ИЗБА
Если по какой-либо букве разбросаны другие, то читают с прибавлением «ПО».
По букве Н разбросаны буквы И = ПОНИ
Применяются и другие способы показать букву как объект с использованием предлогов.
Если одна буква лежит около другой, прислонена к другой, то читают с прибавлением «У». Аналогично могут использоваться предлоги «С», «ОТ», «К», «ПО», и другие.
Буква Л у буквы К = ЛУК
От буквы Т буква О + буква К = ОТТОК
Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв.
Также стрелка может расшифровываться как предлог «К».
К буквам АП идёт ЕЛЬ = КАПЕЛЬ
Если какая-либо фигура или буква в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т.п., то к названию этой фигуры (буквы) нужно прибавить соответствующий глагол в 3-м лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит…)
В ребусах возможны и другие знаки: ноты, названия химических элементов, всевозможные научные термины, специальные символы: «@» — собачка, «#» — диез, «%» — процент, «&» — амперсанд, «()» — скобки, «~» — тильда, 🙂 — смайлик, «§» — параграф и пр.
Если при составлении ребусов используют ноты, стоит определить, на какой черте она расположена.
Число ПИ + нота ФА + ГОРА = ПИФАГОР
К ОЛОВО РОТ = КОЛОВОРОТ
Встречается использование общеизвестных иностранных слов, которые необходимо перевести на русский язык.
В букве О ДА = ВОДА
ЗАТВОР
ПОДКОВА
ВАТРУШКА
Правила составления ребусов
При составлении ребусов нужно учитывать следующие правила:
- Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно.
- Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.
- Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т.п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т.п. Подбирать нужно подходящее по смыслу.
- Иногда название какого-либо предмета не может быть использовано целиком — необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак — запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка — то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т.д. Например, нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».
Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, вам понадобятся смекалка и логика.
Расшифровка ребусов – это настолько увлекательное занятие, что оторваться от них тяжело не только юному эрудиту, но и взрослому. Да и совместная игра сближает гораздо лучше, чем просмотр фильма или подготовка домашнего задания.
При подготовке материала была использована информация сайта graycell.ru
Нашли ошибку в тексте? Выделите текст, содержащий ошибку и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter. Мы увидим и исправим ошибку. Спасибо за внимание.
+ Комментариев нет
Добавьте свой