Эрудикон — кладезь знаний

Знания вокруг нас

Ребусы

Развиваем эрудицию: Ребусы. Виды и правила решения.

Кто из нас не знаком с ребусами? Эти занимательные шифровки знакомы всем от мала до велика. В ребусах слова зашифрованы с помощью последовательности картинок и разных символов, в том числе букв и цифр.

Как насчёт разминки для ума? Любите ли вы в свободную минутку погадать кроссворды и покумекать над логическими задачками? Превращать сложное в увлекательное люди стали очень давно, рисуя абракадабры и замысловатые схемы. Головоломки на расшифровку спрятанных слов, или в простонародье – ребусы, — это целое искусство, которое живёт по своим правилам составления и разгадки.

Знаете ли вы, как решать ребусы или зашифрованные загадки для вас – дремучий лес? Оказывается, здесь существуют свои техники и приёмы, позволяющие «включить мозг». Итак, будем знакомы – ребус.

Что такое ребус?

Ребус (от латинского «rebus» – «при помощи вещей») – это занимательная головоломка, шифровка одного или нескольких слов с помощью иллюстраций, букв, цифр и символов. Разгадать ребус – значит расшифровать слово, словосочетание или целую фразу, задуманную автором.

Несколько ребусов могут быть объединены в одном рисунке или в виде последовательности рисунков с тем, чтобы составить фразу или предложение. В литературных ребусах для составления предложений используются буквы, числа, музыкальные ноты или особым образом расположенные слова. Составные ребусы включают в себя рисунки и буквы. Ребусы могут передавать прямое значение слов, главным образом, чтобы информировать или инструктировать неграмотных людей, либо умышленно скрывать их значение, чтобы информировать только посвящённых, или в случае использования в качестве загадки и развлечения.

Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Такие ребусы сходны с иероглифами Египта и пиктографами раннего Китая. Изображения ребусов использовались, чтобы передать названия городов на греческих и римских монетах, или для обозначения родовых фамилий в средневековый век.

История возникновения ребусов

Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали «о делах, которые творятся». Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты.

В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро, появился во Франции в 1582 году.

В России ребусы появились позднее — в середине XIX века, первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником Волковым в журнале «Нива». В дальнейшем стал выходить специальный журнал «Ребус».

За время, прошедшее с тех пор, техника составления ребусных задач обогатилась множеством разнообразных приёмов. Чтобы разгадать ребус, важно не только знать, что нарисовано, но и учесть расположение рисунков и символов друг относительно друга, и это достигается практикой. Есть некоторые негласные правила, по которым составляют ребусы, и разгадывать их легче тоже по тем же правилам.

В первом материале из серии «Ребусы» мы познакомимся с этими правилами, рассмотрим на конкретных примерах все варианты «чтения» ребусов.

О пользе разгадывания ребусов

«Мы знаем немало серьёзных людей, — писалось в одном из журналов, которые с удовольствием посвящают часы досуга разгадыванию ребусов и в особенности рекомендуют это занятие молодым как отличительную гимнастику для ума…».

К этому можно еще добавить, что расшифровка ребусов оттачивает сообразительность, вырабатывает умение довести начатое дело до конца, способствует активизации общения людей.

Загадки-ребусы для детей имеют много положительных моментов:

  • Способствуют развитию мышления.
  • Тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку.
  • Помогают ребенку расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы.
  • Тренируют зрительную память, правописание В отличие от обычной загадки, где используется только словесное описание в стихах или прозе, ребусы сочетают в себе сразу несколько приемов восприятия, как словесных, так и зрительных.

Виды ребусов

Ребусы можно разделить на несколько категорий:

  • Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.
  • Ребусы «сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.
  • Ребусы-шутки — это шуточная загадка в стихах.
  • Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.
  • Звуковой ребус — это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.
  • Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.
  • Ребус-задача — это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.
  • Числовые ребусы — это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.

Общие правила решения ребусов:

  • Слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка;
  • Ребус читается слева направо, реже сверху вниз;
  • Названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже;
  • Если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево;
  • Если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него, не читаются последние буквы;
  • Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета;
  • Если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном порядке;
  • Если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства;
  • Если часть слова произносится как числительное, в ребусе она изображается цифрами и числами (О5 — опять; 100Г — стог);
  • Если у рисунка нет никаких дополнительных знаков, следует учитывать только первую букву названия изображённого предмета;
  • Многие части зашифрованных слов обозначают соответствующим расположением букв и рисунков. Слова, в которых есть сочетание букв на, под, над, за, можно изобразить с помощью размещения букв или предметов одного над другим или за другим. Буквы С и В могут стать предлогами. Если буква составлена из других букв, при чтении используется предлог из.

Рассмотрим на конкретных примерах, как при расшифровке ребусов опираться на вышеперечисленные правила.

Ребусы в картинках

Простейший вариант, когда ребус состоит из двух картинок, которые помогут составить новое слово. Названия предметов, изображённых в ребусе, следует читать в именительном падеже единственного числа или множественного, если изображено несколько предметов.

ВОЛ ОКНО = ВОЛОКНО

СЛЕД ОПЫТ = СЛЕДОПЫТ

ОКО ЛИЦА = ОКОЛИЦА

Из последнего примера видно, что картинка в ребусе может иметь не одно название (глаз и око, пчёлы и рой и т.п.); или изображение может иметь общее или частное название (птица — общее название; стриж, ласточка, курица — частное название). Если изображённый предмет имеет два значения, то логически нужно определить подходящее. Это самое трудное в ребусах.

Если картинка перевернута вверх ногами, это значит, что слово читается «задом наперёд».

Перевёрнутый НОС = СОН

Если справа или слева от картинки стоит одна или несколько букв — это значит, что эти буквы просто следует добавить. Бывает, перед ними ставится знак «+». Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

КОЛБА СА = КОЛБАСА

Х ЛЕВ = ХЛЕВ

Ребусы с запятыми

Запятые справа или слева от картинки означают, что в загаданном, с помощью картинки, слове нужно удалить столько букв, сколько стоит запятых. При этом запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Иногда запятые слева от изображения рисуют вверх тормашками, хотя принципиальной роли это не играет.

ВОЛК — К = ВОЛ

ГАМАК — ГА = МАК

БАРАБАН — БААН = РАБ

Стрелка, остриём влево, изображённая над картинкой, указывает, что после того как слово расшифровано его нужно прочитать задом наперёд.

КОМОД — КО = МОД читаем справа налево = ДОМ

Ребусы с буквами и цифрами

Если над картинкой стоит зачёркнутая буква, а рядом стоит другая, то эту букву в слове нужно изменить на указанную. Если же одна или несколько букв просто зачеркнуты, то их нужно удалить из данного слова. Знак «=» тоже служит для замены одной из букв на другую.

ОРЁЛ = ОСЁЛ

БАБОЧКА БА = БОЧКА

КОРОВА = КОРОНА

Если зачеркнутая буква(ы) стоит как независимая фигура, то ее необходимо читать с прибавлением частицы «не».

НЕУЧ

Вместо картинки могут использоваться цифры. Если часть слова в ребусе изображена числом, то число произноситься как числительное.

Цифра СЕМЬ + буква Я = СЕМЬЯ

Цифра СТО + буква Л = СТОЛ

Имеем в виду, что и у цифры может быть не одно название.

РАЗ + ВИЛКА = РАЗВИЛКА

Буква Ш + КОЛ + буква А = ШКОЛА

Буква Р + ОДИН + АРКА (отбрасываем 2 первые буквы) = РОДИНКА

ПОВАР (убираем 3 буквы справа) + цифра ДВА + ЛЕС (без 2-х последних букв) = ПОДВАЛ

Несколько одинаковых букв или других изображений подряд означают, что их нужно попытаться сосчитать.

СЕМЬ букв Я = СЕМЬЯ

ТРИ КОТА + буква Ж = ТРИКОТАЖ

ПАРА букв Д = ПАРАД

Цифры рядом с картинкой служат для нумерации букв в слове. Цифра обозначает место буквы в данном слове, а порядок, в котором написаны цифры – определяет новое место этой буквы.

МАЛЯР = МАРЛЯ

Если цифр указывается меньше, чем букв в загаданном слове, это значит что из загаданного слова надо отобрать только указанное количество букв.

АЛЛИГАТОР = ГИТАРА

Употребление зачёркнутых цифр означает, что в загаданном слове надо убрать соответствующие буквы.

ПАЛАТКА = ПАЛКА

Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками, направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами.

ЗАМОК = МАЗОК

Могут также использоваться и римские цифры.

Сорок А = СОРОКА

Не исключается использование дробей. Когда в ребусе используется дробь, это разгадывается как «НА» (разделить НА). Если же в ребусе используется дробь со знаменателем 2, то это разгадывается как «ПОЛ» (половина).

З делим на К = ЗНАК

Пол буквы Е = ПОЛЕ

Перечёркнутый знак «=» между картинками следует читать как «НЕ».

И не Й = ИНЕЙ

Ребусы по типу «буквы в букве», «буквы на или под буквой»

Часто в ребусах рисуют буквы, размещенные в необычном ракурсе относительно друг друга (одна внутри другой, одна под или над другой, одна бежит к другой, одна выходит из другой и т.п.). Это означает, что описать рисунок или буквосочетания необходимо с помощью предлогов, союзов: «И», «В», «К», «У», «С», «ЗА», «ИЗ», «НА», «ПО», «ПЕРЕД» и других.

Если предметы, цифры или буквы изображены одни в других, то их названия читаются с добавлением предлога «В» перед или между названиями.

В букве О буква З = ВОЗ

Буква З в букве О + буква Н = ЗВОН

Если один объект изображен за другим, то их названия читаются с добавлением предлога «ПЕРЕД» или «ЗА».

За буквой Л буква П = ЗАЛП

Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами или цифрами означает использование предлогов «НА»«НАД»«ПОД».

На букве С буква Т = НАСТ

Под буквой С кок = ПОДСКОК

С буквы Н буква Е + буква Г = СНЕГ

Если какая-либо буква сложена из других букв, название читается с прибавлением «ИЗ».

Из букв Б буква А = ИЗБА

Если по какой-либо букве разбросаны другие, то читают с прибавлением «ПО».

По букве Н разбросаны буквы И = ПОНИ

Применяются и другие способы показать букву как объект с использованием предлогов.

Если одна буква лежит около другой, прислонена к другой, то читают с прибавлением «У». Аналогично могут использоваться предлоги «С»«ОТ»«К»«ПО», и другие.

Буква Л у буквы К = ЛУК

От буквы Т буква О + буква К = ОТТОК

Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв.
Также стрелка может расшифровываться как предлог «К».

К буквам АП идёт ЕЛЬ = КАПЕЛЬ

Если какая-либо фигура или буква в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т.п., то к названию этой фигуры (буквы) нужно прибавить соответствующий глагол в 3-м лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит…)

КРАСНАЯ ДЕВИЦА СИДИТ В ТЕМНИЦЕ, А КОСА НА УЛИЦЕ

В ребусах возможны и другие знаки: ноты, названия химических элементов, всевозможные научные термины, специальные символы: «@» — собачка, «#» — диез, «%» — процент, «&» — амперсанд, «()» — скобки, «~» — тильда, 🙂 — смайлик, «§» — параграф и пр.

Если при составлении ребусов используют ноты, стоит определить, на какой черте она расположена.

Число ПИ + нота ФА + ГОРА = ПИФАГОР

К ОЛОВО РОТ = КОЛОВОРОТ

Встречается использование общеизвестных иностранных слов, которые необходимо перевести на русский язык.

В букве О ДА = ВОДА

Примеры комбинированных ребусов

ЗАТВОР

ПОДКОВА

ВАТРУШКА

Правила составления ребусов

При составлении ребусов нужно учитывать следующие правила:

  • Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно.
  • Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.
  • Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т.п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т.п. Подбирать нужно подходящее по смыслу.
  • Иногда название какого-либо предмета не может быть использовано целиком — необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак — запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка — то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т.д. Например, нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».

Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, вам понадобятся смекалка и логика.

Расшифровка ребусов – это настолько увлекательное занятие, что оторваться от них тяжело не только юному эрудиту, но и взрослому. Да и совместная игра сближает гораздо лучше, чем просмотр фильма или подготовка домашнего задания.

При подготовке материала была использована информация сайта graycell.ru

Нашли ошибку в тексте? Выделите текст, содержащий ошибку и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter. Мы увидим и исправим ошибку. Спасибо за внимание. Правописание уведомления вебмастера

image_pdfСоздать PDF файл
100% ЗАVS
0% ПРОТИВ

Об авторе

OdnoklassnikiVKWhatsAppTwitterTelegram