«Шахматы — это по форме игра, по содержанию — искусство, а по трудности овладения игрой — наука.» Тигран Петросян
Слово «шахматы» произошло он персидского «шах», что означает «король», и арабского «мат» — «король умер». Но ни один исследователь не назовет точной даты возникновения шахмат. Из персидских поэм (570-600 гг.) следует, что игра в шахматы зародилась в Индии. Также существуют легенды, согласно которым шахматы существовали до нашей эры. В этой статье мы рассмотрим удивительный путь, который шахматы прошли от древней игры до статуса олимпийского вида спорта.
Легенды о шахматах

Легенда об индийском математике
Согласно легенде об индийском математике шахматы появились около 1000 года до н. э. Индийский математик научил правителя играть в шахматы. В благодарность за игру правитель предложил мудрецу выбрать вознаграждение.
Сисса, так звали математика, увлекался возведением числа в степень. За первую клетку шахматной доски мудрец попросил заплатить ему одно зерно пшеницы, за вторую — два, за третью — четыре и так далее, удваивая количество зерен на каждой следующей клетке. Суть задачи — 2 возвести в 64 степень (количество клеток на шахматной доске).
Правитель, не разбиравшийся в математике, быстро согласился и приказал казначею подсчитать и выдать Сиссе необходимое количество зерна. Целую неделю казначей пытался подсчитать, сколько нужно зерен. С расчетами он пришел к правителю и сообщил, что расплатиться невозможно, разве только осушить моря и океаны и засеять все пространство пшеницей.
Ответ задачи — мудрец захотел получить 18 446 744 073 709 551 615 зерен пшеницы.
Легенда о близнецах «Белое и черное»
В древние времена Индией правил мудрый царь. Его правление принесло стране мощь и процветание. Было у него два сына-близнеца. Один сын любил носить белую одежду, а другой — черную. После кончины отца, близнецы получили по полцарства. Но для них этого было мало — каждый мечтал править всем царством.
Началась длительная война со множеством потерь с каждой стороны. Оба близнеца в какой-то момент устали от нее, но окончание войны означало не быть единоличным правителем всей Индии.
Индийцы, уставшие от войны, отправили к братьям мудреца, чтобы он помог определить победителя среди них без кровопролития и честно. Близнецы согласились. Мудрец достал деревянную доску и черно-белые фигурки, рассказал правила игры и объявил, что победитель будет править страной. Между братьями началась длительная шахматная «война».
В этом поединке победу одержал брат, игравший белыми фигурами. На территории Индии наступил мир и благополучие. Игра в шахматы приобрела невероятную популярность, а в честь важной победы в них первыми всегда ходят белые фигуры.
Большая игра: начало пути

Чатуранга
Чатуранга – так называлась игра-предшественница шахмат, которую придумали для военачальников в Индии еще в VI веке нашей эры. Это был, современным языком выражаясь, симулятор военных сражений. На деревянных досках 8х8 и даже 10х10 клеток велись настоящие бои. В них участвовали фигурки-прообразы нынешних шахматных фигур – раджи, советники, слоны, кони, колесницы и пешки.
В отличие от современной игры, где участвуют чаще всего только два игрока, в древней чатуранге сражение велось между четырьмя участниками. Соответственно, свои позиции на доске занимали сразу четыре комплекта фигур, раскрашенных в красный, черный, желтый и зеленый цвета.

Раджи сейчас называются королями, советники – ферзями, а колесницы – ладьями. Названия остальных фигур – слонов, коней и пешек — остались без изменений.
Вплоть до конца 570-х годов шахматы оставались исключительно местной, индийской, игрой. Однако заглянул как-то в гости к правителю Индии персидский шахиншах Хосров и увез потом с собой подарок – деревянную доску, а к ней — комплект точеных фигурок.
Шатрандж
В Персии шахматы не просто прижились и полюбились: там игра получила новое название – шатрандж — и новые правила. Название с годами трансформировалось во всем известные «шахматы», что на древнеперсидском языке означало «король умер».

Постепенно в игре появились и новые правила, во многом сходные с современными. В Индии для того чтобы сыграть партию в шахматы, требовались четыре игрока и игральная кость, чтобы определить очередность вступления участников в игру. Персы внесли в правила первые серьезные изменения – сократили число игроков до двух и отменили вброс кости.
Причины просты и банальны: Коран запрещает любые игры, где исход зависит не от осознанных действий человека, а от случайных комбинаций цифр или точек. Кроме того, найти для игры сразу четверых желающих труднее, чем двух, – вот персы и «рационализировали» подаренную им игру. С тех пор в шахматы чаще всего играют по двое, да и вброса кости не требуется: партию всегда начинают белые.
Шахматы в Азии
В странах Восточной Азии тоже были свои прототипы шахмат. Некоторые из азиатских стран до сих пор считают, что именно они были тем местом, где изобрели шахматы. Например, в Китае играли (и играют до сих пор) в местный аналог — сянци. Главная цель у этой игры та же, что и в чатуранге, — поставить короля в беззащитное положение и обезвредить. Из отличий больше всего в глаза бросается расположение фигур на доске. В сянци их расставляют не на квадратах, а на пересечениях линий. Центральная горизонталь доски символизирует реку и на поля не делится.

В Японии тоже есть свой вариант шахмат — сёги. Сначала эта игра была ничем не похожа на европейские шахматы. Играли в нее на доске 9×9, а по бокам от короля вместо слонов стояли золотые генералы. Пешки могли брать фигуры при ходе на одну клетку вперед, а не по диагонали. При этом фигуры, которые взял игрок, он мог использовать сам. Со временем игра в сёги менялась. В одной из ее версий доска увеличилась в размерах до 15×15. Среди фигур появились современные слон, ладья и ферзь. Этот вариант шахмат назывался «дай сёги». Позже у игры появилась еще пара аналогов — чу сёги и шо сёги. Но ни один из них так и не стал настолько популярным, как классические сёги.

Шахматы в Европе
Европа познакомилась с шахматами гораздо позже – примерно в XI веке. Сначала игру узнали на Пиренеях и Сицилии – там, где в то время было сильно влияние арабов.
Поначалу и на европейский континент шахматы пришли как азартная игра с использованием игральных костей. Христианская церковь их вполне ожидаемо не одобрила – на игру был наложен запрет, который поддержали монархи и духовенство.
Играть в шахматы было строго запрещено всем монаршим особам, рыцарям Ордена Тамплиеров, епископам и простым священникам. Впрочем, запрета мало кто придерживался всерьез – европейская знать, духовенство и рыцари с удовольствием устраивали увлекательные турниры на досках.
Со временем запретительный пыл сошел на нет. Шахматы не только стали любимым развлечением аристократов, но и получили статус вполне подобающего занятия для священнослужителей.
Шахматы на Руси
По словам русского историка Исаака Линдера шахматы пришли на Киевскую Русь не позднее IX – X веков. Некоторые источники указывают на 820 год.
Предполагается, что в Россию шахматы пришли из Азии через Каспийское море и Волжский торговый путь, в отличие от других стран, которые узнали про шахматы от арабских и испанских завоевателей. Эта теория частично основана на филологическом анализе названий русских шахматных фигур, которые существенно отличаются от тех, что используются в большинстве других языков.
В русском языке используется слово «ферзь», тогда как в других языках Европы фигуру называют «королева». Слово «ферзь» очень похоже на «ферзин», употребляемое на хинди, арабском и фарси. Фигура «Слон» в Европе в большинстве языков называется «епископом», и похоже, что слово «слон» тоже пришло из арабского, хинди и фарси. Наконец слово «ладья» это уникальное русское слово, которое указывает на тип лодки, на которых славянские племена плавали по рекам, а также и по Черному и Каспийскому морю. Эти лодки подобно скандинавским драккарам вышли из употребления в XVIII веке. И сегодня слово «ладья» мы можем услышать только при разговоре о древней истории или шахматах.
В течение последующих столетий шахматы быстро распространились по всей России. Археологи обнаружили шахматные фигуры при раскопках еще в XI веке. В Новгороде, одном из старейших городов на севере России, археологи нашли несколько десятков шахматных фигур и шахматных досок, на которых играли, ориентировочно, в XII-XV веках.
Популярность шахмат в России росла и снижалась. На протяжении большей части Средневековья православная церковь запрещала эту игру. Это считалось грехом, наряду с игрой в кости и другими азартными играми. Большинство упоминаний о шахматах в летописях негативны или запрещают в играть в них. Особенно суровыми были наказания для священников, которые могли были быть отлучены от церкви за игру в шахматы.
Однако к XVI веку отношение к шахматам стало меняться, так как игра обрела сторонников среди царей и их окружения.
Шахматы и цари
Иван Грозный (1530-1584), первый русский правитель, принявший титул царя, очень любил шахматы. По одной из версий, он умер, сидя за шахматной доской.

Английский поэт Джордж Турбервилль, приехавший в Москву в 1568 году, был впечатлен силой игры русских. Это отрывок стиха из книги Турбервилля «Записки о России XVI – начала XVII века»:
The common game is chess,
almost the simplest will
Both give a check and eke a mate:
by practice comes this skill.
Преемники Ивана Грозного также любили шахматы. Петр I любил играть в шахматы во время военных походов, и также ввел эту игру в свои знаменитые ассамблеи.

У преемников Петра I шахматы продолжали пользоваться популярностью. Екатерина Великая также любила эту игру, но ей больше нравился вариант игры на четверых, называемый «Крепостью».
Первая книга (точнее, брошюра) о шахматах на русском языке была издана в Петербурге в 1791 году, в конце правления Екатерины II. Это был перевод эссе «Шахматная мораль», написанного Бенджамином Франклином. Невероятно, первую публикацию о шахматах на русском языке написал один из отцов-основателей США!

Шахматы в жизни Александра Пушкина
Величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) родился через несколько лет после первой шахматной публикации. Пушкин играл в шахматы, любил читать шахматные книги и журналы, и даже включил небольшую шахматную сценку в свою самую известную поэму «Евгений Онегин», в которой молодой поэт Владимир Ленский играет в шахматы со своей невестой Ольгой Лариной:
Уединясь от всех далеко,
Они над шахматной доской,
На стол облокотясь, порой
Сидят, задумавшись глубоко,
И Ленский пешкою ладью
Берет в рассеянье свою.
В 1832 году Пушкин написал письмо жене со следующими строками:
Спасибо Вам, моя дорогая, что учитесь играть в шахматы. Это обязательное условие для любой хорошо воспитанной семьи. Я докажу вам это позже.
Увы, мы так и не узнаем, как именно Пушкин хотел доказать необходимость умения игры в шахматы.
Второе дыхание
К XV веку шахматы окончательно «легализовались» — не было уже ни одной страны в мире, где бы эту игру запрещали. В это же время она получила существенно измененные правила:
Ферзь, который раньше мог ходить только на одну клетку по диагонали, теперь стал перемещаться на любое количество полей по горизонтали, вертикали и диагонали. Это сделало его самой сильной фигурой, а так называемое превращение пешки могло переломить весь ход партии.
Изменились правила и для слона – он стал ходить на любое количество клеток по диагонали (до этого он мог ходить через одну клетку). Новые правила сделали игру динамичной настолько, что даже мелкая ошибка в самом начале партии могла привести игрока к почти мгновенному поражению.
Однако худа без добра не бывает: именно молниеносные проигрыши на старте положили начало целому направлению в шахматной науке. Теоретикам игры пришлось срочно создавать первые стратегии дебютов – способы эффективного движения фигур, максимальной защиты короля и центра поля в начале партии.
В XV-XVIII веках были написаны первые фундаментальные труды по шахматам – трактаты испанского шахматиста Лусены, первый учебник авторства итальянца Педро Дамиано и других.
Шахматы как вид спорта

XIX век стал переломным в истории шахмат: игру официально признали международным видом спорта. Тогда же начали создаваться первые клубы и сообщества игроков. Они играли не только свои внутренние матчи, но и проводили турниры – очные и по переписке. Такой дистанционный турнир прошел в 1824-1828 годах между клубами Лондона и Эдинбурга. Только представьте себе: состязание длилось почти четыре года, а закончилось оно победой шотландцев со счетом 2:1!
Надо сказать, что долгие годы британцы вообще были законодателями европейской шахматной «моды» — нигде не было столько шахматных клубов, сколько их было в Великобритании. Сильнейшим игроком считался Александр Макдоннелл – ирландец по происхождению. Правда, по итогам игры с французом Луи Лабурдонне он все-таки потеснился с первого места. Было сыграно 80 партий и по общему счету победу присудили Лабурдонне.

Позже шахматы получили развитие в Германии, Чехии, России, других европейских странах, немного позже к когорте сильнейших игроков присоединились американцы.
Бурное развитие шахмат и растущий интерес к ним со стороны любителей интеллектуальных игр привели к полному переосмыслению самой игры как таковой.
Получили развитие целые теоретические школы, появились различные виды защит – сицилианская, французская, староиндийская, а также различные виды дебютов. Имена Вильгельма Стейница, Луи Паульсена – ведущих шахматных теоретиков XIX века – не забыты до сих пор.
Сложно представить, но до XIX века шахматные соревнования проводились без ограничения времени, а одна партия могла затянуться на сутки. В 1851 году на международном турнире в Лондоне партию Вильямса — Маклоу пришлось остановить, так как противники заснули.
Всё изменилось в 1883 году, когда шахматист-любитель Томас Брайт Уилсон сконструировал первые часы для ограничения времени партии. Это был механизм с парой циферблатов, установленных на разных концах балансира. На часах Брайта ещё не было кнопок и флажков — флажок, сигнализирующий о скором окончании времени, появится только в 1899 году.
Эти часы впервые опробовали на турнире 1883 года в Лондоне.

А в 1988 году Бобби Фишер запатентовал часы, которыми шахматисты пользуются до сих пор. Теперь их так и называют – часы Фишера. Механизм добавляет определённое количество секунд за каждый сделанный ход, и если игрок укладывается в этот лимит, то флажок на часах не падает.
Часы Фишера получили поддержку в Международной шахматной организации, ФИДЕ, и были впервые применены на матче между Фишером и Спасским в 1992 году. Электронные часы DGT FIDE появились в 1994 году.
Немного раньше, в 1978 году, шахматистам дали право откладывать недоигранную партию, если она длится более одного дня. При этом сохранялась интрига, которая уравнивала противников: никто из них не знал последующих ходов друг друга.
Для этого игрок, который получил очередной ход, решал, как именно он переставит фигуры на доске, и записывал ход на листе бумаги. Листок запечатывали в конверт, а назавтра в установленное время его вскрывали и партия продолжалась.
В XX веке популярность игры достигла пика: теперь она окончательно перестала быть привилегией аристократов. Развитие шахмат продолжалось – благодаря настойчивости Эммануила Ласкера игроки получили наконец авторские права на созданные ими партии.
В 1924 году в Париже прошла пробная шахматная олимпиада, которую приурочили к Олимпийским играм того же года. Победителем стал латвийский шахматист Герман Матисон.
Тогда же был создан главный управленческий орган шахматного спорта – ФИДЕ. Спустя три года после своего основания организация устроила первую официальную шахматную олимпиаду, чуть позже – женский чемпионат мира. Интересно, что в первой половине XX единственной и неизменной победительницей чемпионатов среди женщин была Вера Менчик.
Она так и ушла непобежденной. Трагическая гибель от разрыва немецкой ракеты при обстреле Лондона в 1944 году перечеркнула блистательное будущее молодой 38-летней женщины.
Советская эра

Если в первой половине XX века в мировых шахматах главенствовали немецкие, кубинские и американские игроки, то с 50-х годов здесь началась советская эра, длившаяся вплоть до развала СССР.
К середине века Советский Союз успел взрастить целую плеяду, без преувеличения, великих шахматистов – М. Ботвинника, Е. Геллера, Д. Бронштейна, В. Смыслова, М. Таля. Их стремительному восхождению на мировой шахматный Олимп способствовали и естественные причины – к тому времени ушли из жизни европейские гранды Э. Ласкер, Р. Капабланка, А. Алехин, погибла В. Менчик. Веру в 1950 году сменила Людмила Руденко – первая послевоенная чемпионка мира по шахматам среди женщин.
Начиная с середины 50-х советская шахматная школа лидировала на всех крупных шахматных турнирах – чемпионатах мира и Европы, Олимпийских играх. Фактически это было противостояние советских мастеров шахмат без участия игроков из других стран. Титул чемпиона годами оспаривали Ботвинник и Смыслов, позже – все тот же Ботвинник и совсем юный двадцатилетний Таль. Потом в эту плеяду пришел Тигран Петросян, который выиграл матч претендентов на Кюрасо в 1962 году.

Позже советские любители шахмат и весь мир узнали новые имена – Анатолия Карпова, Марка Тайманова. В 80-90-х взошла звезда Гарри Каспарова – бакинского вундеркинда, который свой первый «взрослый» чемпионский титул добыл в нежном шестнадцатилетнем возрасте.
Не отставали от мужчин и советские женщины. На шахматном Олимпе начиная с 1962 года бессменно царствовали грузинки – Нона Гаприндашвили (1962-1978) и Майя Чибурданидзе (1978-1991). Две Наны – Александрия и Иоселиани – хотя и уступили победу в матчах претенденток, но зато были лучшими во многих других крупных турнирах. Нона Гаприндашвили стала советской Верой Менчик: она успешно играла не только в женских, но и в мужских турнирах.
Вообще советские шахматы – это не только и не столько игра, сколько история политического противостояния с загнивающим Западом. Началось оно сразу после войны двумя радиоматчами СССР-США и СССР-Великобритания, в которых выиграли советские шахматисты.
Потом были матчи «СССР — сборная мира» 1970 и 1984 годов, где советским гроссмейстерам было так же критически важно одержать победу. Итог – 20,5:19,5 и 21:19 в пользу СССР.
Начиная с 60-х шахматный мир стали сотрясать скандалы с участием советских игроков. Первый произошел в 1962 году. Тогда великий шахматист и не менее великий скандалист Роберт Фишер обвинил тройку победителей турнира на Кюрасао – Петросяна, Кереса и Геллера – в «договорняках» ради экономии сил перед главными матчами. Мол, ребята мухлюют, а ФИДЕ смотрит на их аферы сквозь пальцы.
Главный шахматный орган, очевидно, промашку признал. Итогом стал переход на олимпийскую систему: циклы матчей претендентов с тех пор оцениваются по формуле «проигравший выбывает».
Кроме того, ФИДЕ официально ввела систему личного рейтинга шахматистов – так называемый рейтинг Эло. Эта система сразу после победы Фишера над Петросяном в матче “СССР — сборная мира” 1970 года принесла ему фантастические 2785 баллов. Превзойти этот результат сумел только Гарри Каспаров спустя 20 лет!
Чудаковатость и непомерные аппетиты Фишера в 1975 году стоили ему чемпионского титула, который он должен был оспаривать в матче с Анатолием Карповым. Парень слишком увлекся загибанием пальцев – попросту говоря, зарвался, требуя особой формулы турнира и условий лично для себя. ФИДЕ, сытая по горло закидонами хоть и уникального, но малость странноватого шахматиста, решила его проучить.
Третьего апреля 1975 года Анатолий Карпов получил шахматную корону, не сделав ни одного хода: чемпионский титул ему присудили автоматически после отказа Фишера участвовать в турнире.

Потом был еще один громкий скандал в матче двух бывших соотечественников – Карпова и Корчного. В 1978 году советский шахматист защищал свой титул от посягательств «невозвращенца» Корчного, который годом раньше вдруг взял и попросил убежища после матча в Нидерландах.
Карпов, как и полагалось настоящему советскому спортсмену, конечно, выиграл, хоть и с минимальным перевесом – 6:5. Весь матч, однако, сопровождался громкими обвинениями и скандальными пресс-конференциями участников.
Немолодые любители шахмат наверняка помнят совершенно дурацкую историю с цветом йогурта, которым, по утверждению Виктора Корчного, советская делегация каким-то образом «подсказывала» Карпову, как ходить на доске. В общем, проигравший матч Корчной выглядел жалко – совсем как тот танцор, которому вечно кое-что мешает.
«Лихие девяностые» изменили не только политический строй на постсоветском пространстве, но и внесли весомые коррективы в расстановку сил в шахматном спорте.
Начиная с Манильской Шахматной Олимпиады 1992 года чемпионские титулы перекочевали к российским шахматистам – тогда команду возглавил уже ставший мировой легендой Гарри Каспаров. Остальные места на мужском пьедестале поделили между собой игроки из бывших республик СССР, ставших наконец независимыми государствами, — узбеки и армяне.
Женскую олимпиаду выиграли шахматистки из Грузии, вторыми стали украинки.
В 90-х не только завершилась полувековая эпоха советской гегемонии в шахматах. Пошла настоящая цепная реакция: Каспаров и Шорт отказались признавать ФИДЕ как организатора своих игр. Следствием стало создание ими параллельного органа – Профессиональной шахматной ассоциации (ПША).
Несколько лет матчи за чемпионские титулы проходили по двум версиям – ФИДЕ и ПША, причем участвовать в них могли одни и те же игроки. С 1996 года в шахматном мире снова единолично правит ФИДЕ. Организация-конкурент лишилась финансирования и благополучно прекратила свое существование.
Однако главная революция 90-х – начало развития компьютерных шахмат. С появлением первых шахматных программ изменился формат матчей: отпала необходимость в откладывании игры на следующий день.
С каждым годом chess-программы совершенствуются. На сегодняшний день они играют на гроссмейстерском уровне. Меняется и сама игра: кроме классических шахмат существуют различные альтернативные виды этой древней игры. Но о них – ниже.
Шахматные фигуры

В клетчатой коробке, которая обычно служит еще и полем игры, помещается 32 фигурки – 16 «белых» и столько же «черных». Цветовое описание очень условно: на самом деле речь идет лишь о светлых и темных фигурах – не обязательно, чтобы они были именно белыми и черными.
У каждого игрока на его части поля расставляется сразу все войско» по двум горизонталям. Белые выстраиваются на горизонталях 1 и 2, черные – на 7 и 8.
На первой и восьмой горизонтали игроки размещают ладьи, коней, слонов (это – парные фигуры), между ними – короля и ферзя.
Вторую и седьмую горизонтали занимают пешки. Вот какие полномочия и силу имеют шахматные фигуры:
Фигура на доске самая важная, но при этом – самая слабая. Ходит только на соседние клетки, но направления могут быть любыми – прямо, вправо, влево, по диагонали.
У нас эту фигуру принято называть королевой. Это — самая могущественная фигура на поле: она ходит, как ей вздумается, — на любое расстояние и в любом направлении. Интересно, что ферзь не всегда был таким сильным: он получил неограниченные права после вмешательства – читайте, по капризу — испанской королевы Изабеллы.
Это – парная фигура: у каждого игрока их по две. Ходит она всего в двух направлениях – по вертикали и горизонтали, но на любое расстояние. Ладья – вторая по мощи фигура после ферзя. Интересно, что она вступает в игру ближе к развязке, а до тех пор стоит себе тихо-мирно на флангах и ждет своего часа. Еще ее называют турой: по-французски слово tour означает башню – кстати, действительно очень похоже.
Эта фигура ходит строго по диагонали без ограничений по расстоянию. Другое ее название среди наших шахматистов – «офицер». В Европе у слона еще более интересные названия – в Англии это епископ, во Франции — шут, в Германии – почему-то бегун.
Есть предположение, что эту фигуру стали так называть из-за угадывающегося сходства с человеком в высокой остроконечной шляпе – ну и чем вам не офицер или епископ?
Тоже парная фигура и, пожалуй, единственная на доске, которая ходит с выкрутасами, – буквой «Г». Сначала его передвигают на две клетки вперед, а потом поворачивают на одну вправо или влево. Есть еще один вариант движения – сначала на те же две клетки по горизонтали, а потом – на одну вперед.
Еще одно отличие коня от других фигур – в том, что он может «перешагивать» через любую фигуру на доске.
У коня нет в русском языке другого названия, а в европейских как только его ни зовут – и рыцарем (в Великобритании), и кавалером (во Франции), и прыгуном – в Германии и Польше.
Самая слабая и ограниченная в передвижении фигура – она ходит только вперед и на одно поле. Правда, в некоторых случаях пешка может передвигаться вперед по вертикали или вправо-вперед (влево-вперед) по диагонали, но тоже только на один шаг. Это происходит в ситуациях, которые в шахматах называются ходами «без взятия» и «со взятием».
Единственный раз пешка передвигается сразу на два поля вперед в самом начале игры, когда стоит на своем месте – во второй или седьмой горизонтали.
Существует также прием, известный под названием «превращение пешки», — это когда ее заменяют любой другой нужной фигурой, если пешке удалось пройти на последнюю горизонталь противника.
Правила игры в шахматы

Правил в шахматах не так уж много – главным образом они связаны с тем, как передвигаются фигуры. Если игрок твердо усвоил законы хождения, то половину шахматной науки он уже изучил.
Сама игра делится на три периода, каждый из которых имеет свое название:
Дебют – самое начало матча, состоящее примерно из 10 ходов.
Миттельшпиль – середина игры, которая начинается сразу после дебюта. Разгар событий, так сказать – на шахматной доске разыгрывается настоящее сражение. Довольно часто миттельшпиль становится по существу конечной стадией игры, если одна из сторон провела какую-то мега-эффективную комбинацию.
Эндшпиль – завершающий этап, когда на доске остается минимум фигур.
Итак, правило номер один: белые начинают игру. Всегда. Игрок, которому при жеребьевке досталась светлая фигурка, делает первый ход. Ход – это обычное движение выбранной фигуры в соответствии с ее «полномочиями».
Далее противник передвигает какую-то свою, например, пешку, в ответ. И так – пока не закончится игра.
Во время матча могут возникать ситуации, каждая из которых получила свое название:
Рокировка – перестановка короля и одной ладьи. Короля можно передвинуть на две клетки ближе к ладье. Ладья же занимает место где-то между начальной и конечной позициями короля. Там есть еще множество всяких нюансов – например, рокировку провести нельзя, если между этой парой уже есть другая фигура. Однако существует одно условие, которое должно обязательно соблюдаться: такое передвижение фигур возможно, только если король и ладья с начала игры еще ни разу не переходили на другие клетки.
Есть и еще одно правило: рокировку начинают с передвижения короля.
Взятие на проходе – поединок пешек. Если одна из них передвигается по «битому» полю (есть и такой термин в шахматах) через две клетки, то ее может атаковать вражеская пешка – та самая, под чьим ударом и находится сейчас поле.
Превращение пешки – уже упоминавшаяся комбинация, при которой дошедшую до последней горизонтали противника пешку игрок имеет право заменить на любую другую.
Чем сердце успокоится? Проигрышем, победой или ничьей. В шахматах они имеют собственные названия:
Шах – это когда король на волоске от взятия в плен. Игрок, чей король оказывается «под шахом» обязан сделать все, чтобы вывести свою главную фигуру из-под удара. Если это не удается, тогда – мат.
Мат – поражение одной из сторон, когда короля вывести из-под удара невозможно. Проигравший официально признает свое поражение и утирает слезы отчаяния, а победитель получает причитающиеся ему плюшки.
Пат – «зависшая» партия, когда один из игроков и рад бы, да не может сделать свой очередной ход. Причина – отсутствие фигур на его стороне доски или невозможность продолжить передвижение по правилам. Важно: его король не должен быть в это время под шахом – иначе какой же это пат? Это – угроза поражения! Чаще всего в патовой ситуации объявляют ничью.
Ничья – это результат партии, в которой не выиграл никто. В турнирах ее обозначают половиной очка, тогда как за победу начисляется очко. Существует несколько причин для объявления ничьи:
1. На доске стоит пат. Один из игроков имеет право хода, но не может его сделать. Например, королю не объявлен шах, но все доступные варианты хода заблокированы фигурами соперника. В этом случае партия объявляется ничьей по причине пата.

Первая патовая ситуация в истории матчей за мировой титул произошла в 1978 году. Претендент Виктор Корчной и чемпион Анатолий Карпов находились в натянутых отношениях, и хотя позиция была абсолютно ничейной, никто из соперников не желал вступать в переговоры. В итоге на доске возник пат, а партия автоматически была признана ничьей.
2. Соглашение игроков. На определенном этапе игры один из участников может сделать ход и сказать: «Предлагаю ничью». Если соперник согласен, то после этого игроки пожимают друг другу руки, останавливают часы и оформляют бланк партии.
По различным причинам противник может не согласиться с таким исходом партии и пожелать продолжить игру. Это означает, что предложение на ничью принято не было.
В современных шахматах часто действует «Софийское правило», по которому нельзя заключать соглашение о ничье до определенного хода без санкции арбитра.
3. Недостаток материала. Например, на поле остаются два противоборствующих короля и по одной из легких фигур. Мат невозможен и продолжать игру нет смысла.

Ничью также могут объявить, если по результатам партии ни одному из королей невозможно поставить мат. Если игроки пять раз подряд вынужденно повторяют одни и те же ходы, то исходом такой партии тоже становится ничья.
Существует также интересное «правило 50 ходов»: это когда последние 50 ходов партии игроки выполняют без ходов пешкой и без взятия. С 2014 года партия также считается ничейной, если игроки сделали 75 таких ходов.
Ну и напоследок: чтобы стать чемпионом, вовсе не обязательно блистательно выиграть все или почти все партии. Иногда достаточно иметь дело с противником-раздолбаем – или с каким-нибудь принципиальным скандалистом вроде Бобби Фишера.
Не пришел на игру без уважительной причины, официально отказался играть, покинул зал без разрешения судьи, нарушил правила, пользовался запрещенными ходами – и все, твою возможную победу празднует твой противник. Помните историю с Карповым и Фишером?
Виды шахматных игр

Шахматный мир не скучает: наравне с классическим вариантом древней игры существует солидное количество ее разновидностей, которые в той или иной степени похожи на шахматы.
К самым популярным относятся:
- Японские шахматы (сёги)
- Китайские сянци
- Командные (деловые)
- Шахматы на больших досках
- Мини-шахматы
- Шведские
- Немецкие (четверные)
- Русские четверные
Еще известны шахматы вслепую, с другой расстановкой и количеством фигур – так называемые шахматы Фишера, многоходовые, поддавки.
Если описывать в подробностях все существующие разновидности игры, то получится целый трактат, поэтому остановимся лишь на нескольких.
Военные шахматы
Фактически это – игра вслепую. Игроки не видят фигур соперника и делают ходы наугад, что очень потешает зрителей. Довольно интересное и, главное, зрелищное мероприятие.
Крэйзихаус
Ну да, можно и так сказать об этой игре – сумасшедший дом в чистом видеJ Не успели вы побить фигуру противника, как она тут же «перекрашивается» в цвет вашего набора шахмат. Вы сегодня играете белыми и выигрываете? Прекрасно! Тогда просто наблюдайте, как на доске растет ваша «армия»… Так и до шизы недалеко. Впрочем, «новобранцев» можно использовать в дальнейших ходах.
Шведские шахматы
Весело, прикольно, азарт зашкаливает – так вкратце можно описать эту игру. Еще одна вариация на тему сумасшедшего дома: второе ее название – Bughouse, что в переводе как раз и означает обитель умалишенных. Почему так? Ну знаете, а как еще со стороны должны выглядеть две пары игроков за двумя досками, то и дело передающие своим напарникам выигранные фигуры?
Все происходит очень динамично, если не сказать – быстро, поэтому наблюдать за игрой неимоверно интересно. Шведские шахматы настолько популярны, что по ним даже проводятся чемпионаты.
Поддавки
Это как раз тот случай, когда объявленный шах или, что еще лучше, мат – повод для самой светлой радости «проигравшего». В игре в поддавки главная цель каждого участника – как можно круче подставиться вплоть до сокрушительного разгрома. Проиграл – значит, выиграл. Очень забавно. Я бы точно стал несокрушимым чемпионом!:)
Такие оригинальные вариации на тему шахмат не просто очень популярны – в конце концов, классическая индийская игра – штука академичная и довольно сложная. По ним проводятся полноценные турниры – индивидуальные и командные. Определяется призовой фонд, который потом получают победители, — так что тут все всерьез.
История компьютерных шахмат

В конце 1940-х — начале 1950-х разработкой программ для шахматного компьютера занялись американский инженер Клод Шеннон и английский математик Алан Тьюринг. В 1948 году Тьюрингом был написан первый алгоритм «Бумажная машина», позволяющий простому любителю шахмат обыграть профессионала.
В 1952 году американский математик и физик разработал MANIAC I (Mathematical Analyzer, Numerical Integrator, and Computer) — первую компьютерную машину. Алгоритм MiniMax выбирал наилучший вариант хода из всех возможных.
Как известно, советские шахматисты в то время были явными лидерами. Похожая ситуация наблюдалась и в мире высокой техники. В 1967 году, созданная СССР шахматная программа победила в матче программу Стэнфордского университета, 3-1.
Через 6 лет, в 1974 году был проведен первый чемпионат мира среди шахматных движков. Советская «Каисса» одержала победу во всех 4 партиях и стала лучшей на этом престижном турнире.
Однако все это было лишь началом пути компьютера в шахматах. Уже в 1983 году на свет появилась машина Belle. Она играла в силу мастера (примерный рейтинг 2250).
Компьютеры становились уже конкурентоспособны. Известен случай, когда шотландский мастер Леви поспорил в 1968 году, что за 10 лет он ни разу не уступит компьютеру. Спор он выиграл. Шотландец уступил только в 1989 году программе DeepThought.
Впрочем, указанную выше программу с легкостью победил Гарри Каспаров. Впервые в истории планеты чемпион мира уступил компьютеру в 1996 году. Дело было в Филадельфии. Но матч против Deep Blue остался за Гарри Кимовичем: 3,5 на 2,5.

Прошел всего год, программа усилилась. Это позволило ей одолеть великого Каспарова со счетом 3,5:2,5. Ситуация для человека стала тревожной.
В 21 веке движок сломил чашу весов в свою пользу. Последний крупный матч, состоявшийся между компьютером и сильнейшим игроком, прошел в 2006 году. Владимир Крамник уступил 2:4 Deep Fritz. До этого от рук машины пострадали другие ведущие гроссмейстеры того времени: Адамс, Свидлер, Топалов и т.д.
Сейчас главными шахматными программами считаются LeelaChessZero, AlphaZero, Stockfish и Komodo.
Эти движки в разы сильнее даже Магнуса Карлсена. Их особенность в том, что средняя сила хода компьютера гораздо выше человеческого. Плюс никаких зевков допустить они не могут. В программы заложены базы эндшпилей. Расчет ходов гораздо глубже, чем у человека.
Теперь компьютер используется как верный соратник шахматистов. Он позволяет, например, обнаружить интересную новинку, в том или ином дебюте. И удивить своего соперника. Кропотливая игра в шахматы человек против компьютера позволяет «элитным» гроссмейстерам обновлять свои дебютные знания. Особенно это важно перед важным турниром или матчем.
Сейчас шансов победить у машины нет ни у одного спортсмена. Даже Магнус Карлсен в свой лучший день будет бессилен.
Шахматы создали интеллектуалы для интеллектуалов – и с тех пор ничего не изменилось: в них по-прежнему играют развитые, серьезные, образованные люди.
Тест на эрудицию
В подготовке материала была использована информация сайта znaki.fm
Нашли ошибку в тексте? Выделите текст, содержащий ошибку и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter. Мы увидим и исправим ошибку. Спасибо за внимание.
+ Комментариев нет
Добавьте свой