«Шахматы — это по форме игра, по содержанию — искусство, а по трудности овладения игрой — наука.» Тигран Петросян
Слово «шахматы» произошло он персидского «шах», что означает «король», и арабского «мат» — «король умер». Но ни один исследователь не назовет точной даты возникновения шахмат. Из персидских поэм (570-600 гг.) следует, что игра в шахматы зародилась в Индии. Также существуют легенды, согласно которым шахматы существовали до нашей эры. В этой статье мы рассмотрим удивительный путь, который шахматы прошли от древней игры до статуса олимпийского вида спорта.
Легенда об индийском математике
Согласно легенде об индийском математике шахматы появились около 1000 года до н. э. Индийский математик научил правителя играть в шахматы. В благодарность за игру правитель предложил мудрецу выбрать вознаграждение.
Сисса, так звали математика, увлекался возведением числа в степень. За первую клетку шахматной доски мудрец попросил заплатить ему одно зерно пшеницы, за вторую — два, за третью — четыре и так далее, удваивая количество зерен на каждой следующей клетке. Суть задачи — 2 возвести в 64 степень (количество клеток на шахматной доске).
Правитель, не разбиравшийся в математике, быстро согласился и приказал казначею подсчитать и выдать Сиссе необходимое количество зерна. Целую неделю казначей пытался подсчитать, сколько нужно зерен. С расчетами он пришел к правителю и сообщил, что расплатиться невозможно, разве только осушить моря и океаны и засеять все пространство пшеницей.
Ответ задачи — мудрец захотел получить 18 446 744 073 709 551 615 зерен пшеницы.
Легенда о близнецах «Белое и черное»
В древние времена Индией правил мудрый царь. Его правление принесло стране мощь и процветание. Было у него два сына-близнеца. Один сын любил носить белую одежду, а другой — черную. После кончины отца, близнецы получили по полцарства. Но для них этого было мало — каждый мечтал править всем царством.
Началась длительная война со множеством потерь с каждой стороны. Оба близнеца в какой-то момент устали от нее, но окончание войны означало не быть единоличным правителем всей Индии.
Индийцы, уставшие от войны, отправили к братьям мудреца, чтобы он помог определить победителя среди них без кровопролития и честно. Близнецы согласились. Мудрец достал деревянную доску и черно-белые фигурки, рассказал правила игры и объявил, что победитель будет править страной. Между братьями началась длительная шахматная «война».
В этом поединке победу одержал брат, игравший белыми фигурами. На территории Индии наступил мир и благополучие. Игра в шахматы приобрела невероятную популярность, а в честь важной победы в них первыми всегда ходят белые фигуры.
Чатуранга
Чатуранга – так называлась игра-предшественница шахмат, которую придумали для военачальников в Индии еще в VI веке нашей эры. Это был, современным языком выражаясь, симулятор военных сражений. На деревянных досках 8х8 и даже 10х10 клеток велись настоящие бои. В них участвовали фигурки-прообразы нынешних шахматных фигур – раджи, советники, слоны, кони, колесницы и пешки.
В отличие от современной игры, где участвуют чаще всего только два игрока, в древней чатуранге сражение велось между четырьмя участниками. Соответственно, свои позиции на доске занимали сразу четыре комплекта фигур, раскрашенных в красный, черный, желтый и зеленый цвета.
Раджи сейчас называются королями, советники – ферзями, а колесницы – ладьями. Названия остальных фигур – слонов, коней и пешек — остались без изменений.
Вплоть до конца 570-х годов шахматы оставались исключительно местной, индийской, игрой. Однако заглянул как-то в гости к правителю Индии персидский шахиншах Хосров и увез потом с собой подарок – деревянную доску, а к ней — комплект точеных фигурок.
Шатрандж
В Персии шахматы не просто прижились и полюбились: там игра получила новое название – шатрандж — и новые правила. Название с годами трансформировалось во всем известные «шахматы», что на древнеперсидском языке означало «король умер».
Постепенно в игре появились и новые правила, во многом сходные с современными. В Индии для того чтобы сыграть партию в шахматы, требовались четыре игрока и игральная кость, чтобы определить очередность вступления участников в игру. Персы внесли в правила первые серьезные изменения – сократили число игроков до двух и отменили вброс кости.
Причины просты и банальны: Коран запрещает любые игры, где исход зависит не от осознанных действий человека, а от случайных комбинаций цифр или точек. Кроме того, найти для игры сразу четверых желающих труднее, чем двух, – вот персы и «рационализировали» подаренную им игру. С тех пор в шахматы чаще всего играют по двое, да и вброса кости не требуется: партию всегда начинают белые.
Шахматы в Азии
В странах Восточной Азии тоже были свои прототипы шахмат. Некоторые из азиатских стран до сих пор считают, что именно они были тем местом, где изобрели шахматы. Например, в Китае играли (и играют до сих пор) в местный аналог — сянци. Главная цель у этой игры та же, что и в чатуранге, — поставить короля в беззащитное положение и обезвредить. Из отличий больше всего в глаза бросается расположение фигур на доске. В сянци их расставляют не на квадратах, а на пересечениях линий. Центральная горизонталь доски символизирует реку и на поля не делится.
В Японии тоже есть свой вариант шахмат — сёги. Сначала эта игра была ничем не похожа на европейские шахматы. Играли в нее на доске 9×9, а по бокам от короля вместо слонов стояли золотые генералы. Пешки могли брать фигуры при ходе на одну клетку вперед, а не по диагонали. При этом фигуры, которые взял игрок, он мог использовать сам. Со временем игра в сёги менялась. В одной из ее версий доска увеличилась в размерах до 15×15. Среди фигур появились современные слон, ладья и ферзь. Этот вариант шахмат назывался «дай сёги». Позже у игры появилась еще пара аналогов — чу сёги и шо сёги. Но ни один из них так и не стал настолько популярным, как классические сёги.
Шахматы в Европе
Европа познакомилась с шахматами гораздо позже – примерно в XI веке. Сначала игру узнали на Пиренеях и Сицилии – там, где в то время было сильно влияние арабов.
Поначалу и на европейский континент шахматы пришли как азартная игра с использованием игральных костей. Христианская церковь их вполне ожидаемо не одобрила – на игру был наложен запрет, который поддержали монархи и духовенство.
Играть в шахматы было строго запрещено всем монаршим особам, рыцарям Ордена Тамплиеров, епископам и простым священникам. Впрочем, запрета мало кто придерживался всерьез – европейская знать, духовенство и рыцари с удовольствием устраивали увлекательные турниры на досках.
Со временем запретительный пыл сошел на нет. Шахматы не только стали любимым развлечением аристократов, но и получили статус вполне подобающего занятия для священнослужителей.
Шахматы на Руси
По словам русского историка Исаака Линдера шахматы пришли на Киевскую Русь не позднее IX – X веков. Некоторые источники указывают на 820 год.
Предполагается, что в Россию шахматы пришли из Азии через Каспийское море и Волжский торговый путь, в отличие от других стран, которые узнали про шахматы от арабских и испанских завоевателей. Эта теория частично основана на филологическом анализе названий русских шахматных фигур, которые существенно отличаются от тех, что используются в большинстве других языков.
В русском языке используется слово «ферзь», тогда как в других языках Европы фигуру называют «королева». Слово «ферзь» очень похоже на «ферзин», употребляемое на хинди, арабском и фарси. Фигура «Слон» в Европе в большинстве языков называется «епископом», и похоже, что слово «слон» тоже пришло из арабского, хинди и фарси. Наконец слово «ладья» это уникальное русское слово, которое указывает на тип лодки, на которых славянские племена плавали по рекам, а также и по Черному и Каспийскому морю. Эти лодки подобно скандинавским драккарам вышли из употребления в XVIII веке. И сегодня слово «ладья» мы можем услышать только при разговоре о древней истории или шахматах.
В течение последующих столетий шахматы быстро распространились по всей России. Археологи обнаружили шахматные фигуры при раскопках еще в XI веке. В Новгороде, одном из старейших городов на севере России, археологи нашли несколько десятков шахматных фигур и шахматных досок, на которых играли, ориентировочно, в XII-XV веках.
Популярность шахмат в России росла и снижалась. На протяжении большей части Средневековья православная церковь запрещала эту игру. Это считалось грехом, наряду с игрой в кости и другими азартными играми. Большинство упоминаний о шахматах в летописях негативны или запрещают в играть в них. Особенно суровыми были наказания для священников, которые могли были быть отлучены от церкви за игру в шахматы.
Однако к XVI веку отношение к шахматам стало меняться, так как игра обрела сторонников среди царей и их окружения.
Шахматы и цари
Иван Грозный (1530-1584), первый русский правитель, принявший титул царя, очень любил шахматы. По одной из версий, он умер, сидя за шахматной доской.
Английский поэт Джордж Турбервилль, приехавший в Москву в 1568 году, был впечатлен силой игры русских. Это отрывок стиха из книги Турбервилля «Записки о России XVI – начала XVII века»:
The common game is chess,
almost the simplest will
Both give a check and eke a mate:
by practice comes this skill.
Преемники Ивана Грозного также любили шахматы. Петр I любил играть в шахматы во время военных походов, и также ввел эту игру в свои знаменитые ассамблеи.
У преемников Петра I шахматы продолжали пользоваться популярностью. Екатерина Великая также любила эту игру, но ей больше нравился вариант игры на четверых, называемый «Крепостью».
Первая книга (точнее, брошюра) о шахматах на русском языке была издана в Петербурге в 1791 году, в конце правления Екатерины II. Это был перевод эссе «Шахматная мораль», написанного Бенджамином Франклином. Невероятно, первую публикацию о шахматах на русском языке написал один из отцов-основателей США!
Шахматы в жизни Александра Пушкина
Величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) родился через несколько лет после первой шахматной публикации. Пушкин играл в шахматы, любил читать шахматные книги и журналы, и даже включил небольшую шахматную сценку в свою самую известную поэму «Евгений Онегин», в которой молодой поэт Владимир Ленский играет в шахматы со своей невестой Ольгой Лариной:
Уединясь от всех далеко,
Они над шахматной доской,
На стол облокотясь, порой
Сидят, задумавшись глубоко,
И Ленский пешкою ладью
Берет в рассеянье свою.
В 1832 году Пушкин написал письмо жене со следующими строками:
Спасибо Вам, моя дорогая, что учитесь играть в шахматы. Это обязательное условие для любой хорошо воспитанной семьи. Я докажу вам это позже.
Увы, мы так и не узнаем, как именно Пушкин хотел доказать необходимость умения игры в шахматы.
Второе дыхание
К XV веку шахматы окончательно «легализовались» — не было уже ни одной страны в мире, где бы эту игру запрещали. В это же время она получила существенно измененные правила:
Ферзь, который раньше мог ходить только на одну клетку по диагонали, теперь стал перемещаться на любое количество полей по горизонтали, вертикали и диагонали. Это сделало его самой сильной фигурой, а так называемое превращение пешки могло переломить весь ход партии.
Изменились правила и для слона – он стал ходить на любое количество клеток по диагонали (до этого он мог ходить через одну клетку). Новые правила сделали игру динамичной настолько, что даже мелкая ошибка в самом начале партии могла привести игрока к почти мгновенному поражению.
Однако худа без добра не бывает: именно молниеносные проигрыши на старте положили начало целому направлению в шахматной науке. Теоретикам игры пришлось срочно создавать первые стратегии дебютов – способы эффективного движения фигур, максимальной защиты короля и центра поля в начале партии.
В XV-XVIII веках были написаны первые фундаментальные труды по шахматам – трактаты испанского шахматиста Лусены, первый учебник авторства итальянца Педро Дамиано и других.
XIX век стал переломным в истории шахмат: игру официально признали международным видом спорта. Тогда же начали создаваться первые клубы и сообщества игроков. Они играли не только свои внутренние матчи, но и проводили турниры – очные и по переписке. Такой дистанционный турнир прошел в 1824-1828 годах между клубами Лондона и Эдинбурга. Только представьте себе: состязание длилось почти четыре года, а закончилось оно победой шотландцев со счетом 2:1!
Надо сказать, что долгие годы британцы вообще были законодателями европейской шахматной «моды» — нигде не было столько шахматных клубов, сколько их было в Великобритании. Сильнейшим игроком считался Александр Макдоннелл – ирландец по происхождению. Правда, по итогам игры с французом Луи Лабурдонне он все-таки потеснился с первого места. Было сыграно 80 партий и по общему счету победу присудили Лабурдонне.
Позже шахматы получили развитие в Германии, Чехии, России, других европейских странах, немного позже к когорте сильнейших игроков присоединились американцы.
Бурное развитие шахмат и растущий интерес к ним со стороны любителей интеллектуальных игр привели к полному переосмыслению самой игры как таковой.
Получили развитие целые теоретические школы, появились различные виды защит – сицилианская, французская, староиндийская, а также различные виды дебютов. Имена Вильгельма Стейница, Луи Паульсена – ведущих шахматных теоретиков XIX века – не забыты до сих пор.
Сложно представить, но до XIX века шахматные соревнования проводились без ограничения времени, а одна партия могла затянуться на сутки. В 1851 году на международном турнире в Лондоне партию Вильямса — Маклоу пришлось остановить, так как противники заснули.
Всё изменилось в 1883 году, когда шахматист-любитель Томас Брайт Уилсон сконструировал первые часы для ограничения времени партии. Это был механизм с парой циферблатов, установленных на разных концах балансира. На часах Брайта ещё не было кнопок и флажков — флажок, сигнализирующий о скором окончании времени, появится только в 1899 году.
Эти часы впервые опробовали на турнире 1883 года в Лондоне.
А в 1988 году Бобби Фишер запатентовал часы, которыми шахматисты пользуются до сих пор. Теперь их так и называют – часы Фишера. Механизм добавляет определённое количество секунд за каждый сделанный ход, и если игрок укладывается в этот лимит, то флажок на часах не падает.
Часы Фишера получили поддержку в Международной шахматной организации, ФИДЕ, и были впервые применены на матче между Фишером и Спасским в 1992 году. Электронные часы DGT FIDE появились в 1994 году.
Немного раньше, в 1978 году, шахматистам дали право откладывать недоигранную партию, если она длится более одного дня. При этом сохранялась интрига, которая уравнивала противников: никто из них не знал последующих ходов друг друга.
Для этого игрок, который получил очередной ход, решал, как именно он переставит фигуры на доске, и записывал ход на листе бумаги. Листок запечатывали в конверт, а назавтра в установленное время его вскрывали и партия продолжалась.
В XX веке популярность игры достигла пика: теперь она окончательно перестала быть привилегией аристократов. Развитие шахмат продолжалось – благодаря настойчивости Эммануила Ласкера игроки получили наконец авторские права на созданные ими партии.
В 1924 году в Париже прошла пробная шахматная олимпиада, которую приурочили к Олимпийским играм того же года. Победителем стал латвийский шахматист Герман Матисон.
Тогда же был создан главный управленческий орган шахматного спорта – ФИДЕ. Спустя три года после своего основания организация устроила первую официальную шахматную олимпиаду, чуть позже – женский чемпионат мира. Интересно, что в первой половине XX единственной и неизменной победительницей чемпионатов среди женщин была Вера Менчик.
Она так и ушла непобежденной. Трагическая гибель от разрыва немецкой ракеты при обстреле Лондона в 1944 году перечеркнула блистательное будущее молодой 38-летней женщины.
Если в первой половине XX века в мировых шахматах главенствовали немецкие, кубинские и американские игроки, то с 50-х годов здесь началась советская эра, длившаяся вплоть до развала СССР.
К середине века Советский Союз успел взрастить целую плеяду, без преувеличения, великих шахматистов – М. Ботвинника, Е. Геллера, Д. Бронштейна, В. Смыслова, М. Таля. Их стремительному восхождению на мировой шахматный Олимп способствовали и естественные причины – к тому времени ушли из жизни европейские гранды Э. Ласкер, Р. Капабланка, А. Алехин, погибла В. Менчик. Веру в 1950 году сменила Людмила Руденко – первая послевоенная чемпионка мира по шахматам среди женщин.
Начиная с середины 50-х советская шахматная школа лидировала на всех крупных шахматных турнирах – чемпионатах мира и Европы, Олимпийских играх. Фактически это было противостояние советских мастеров шахмат без участия игроков из других стран. Титул чемпиона годами оспаривали Ботвинник и Смыслов, позже – все тот же Ботвинник и совсем юный двадцатилетний Таль. Потом в эту плеяду пришел Тигран Петросян, который выиграл матч претендентов на Кюрасо в 1962 году.
Позже советские любители шахмат и весь мир узнали новые имена – Анатолия Карпова, Марка Тайманова. В 80-90-х взошла звезда Гарри Каспарова – бакинского вундеркинда, который свой первый «взрослый» чемпионский титул добыл в нежном шестнадцатилетнем возрасте.
Не отставали от мужчин и советские женщины. На шахматном Олимпе начиная с 1962 года бессменно царствовали грузинки – Нона Гаприндашвили (1962-1978) и Майя Чибурданидзе (1978-1991). Две Наны – Александрия и Иоселиани – хотя и уступили победу в матчах претенденток, но зато были лучшими во многих других крупных турнирах. Нона Гаприндашвили стала советской Верой Менчик: она успешно играла не только в женских, но и в мужских турнирах.
Вообще советские шахматы – это не только и не столько игра, сколько история политического противостояния с загнивающим Западом. Началось оно сразу после войны двумя радиоматчами СССР-США и СССР-Великобритания, в которых выиграли советские шахматисты.
Потом были матчи «СССР — сборная мира» 1970 и 1984 годов, где советским гроссмейстерам было так же критически важно одержать победу. Итог – 20,5:19,5 и 21:19 в пользу СССР.
Начиная с 60-х шахматный мир стали сотрясать скандалы с участием советских игроков. Первый произошел в 1962 году. Тогда великий шахматист и не менее великий скандалист Роберт Фишер обвинил тройку победителей турнира на Кюрасао – Петросяна, Кереса и Геллера – в «договорняках» ради экономии сил перед главными матчами. Мол, ребята мухлюют, а ФИДЕ смотрит на их аферы сквозь пальцы.
Главный шахматный орган, очевидно, промашку признал. Итогом стал переход на олимпийскую систему: циклы матчей претендентов с тех пор оцениваются по формуле «проигравший выбывает».
Кроме того, ФИДЕ официально ввела систему личного рейтинга шахматистов – так называемый рейтинг Эло. Эта система сразу после победы Фишера над Петросяном в матче “СССР — сборная мира” 1970 года принесла ему фантастические 2785 баллов. Превзойти этот результат сумел только Гарри Каспаров спустя 20 лет!
Чудаковатость и непомерные аппетиты Фишера в 1975 году стоили ему чемпионского титула, который он должен был оспаривать в матче с Анатолием Карповым. Парень слишком увлекся загибанием пальцев – попросту говоря, зарвался, требуя особой формулы турнира и условий лично для себя. ФИДЕ, сытая по горло закидонами хоть и уникального, но малость странноватого шахматиста, решила его проучить.
Третьего апреля 1975 года Анатолий Карпов получил шахматную корону, не сделав ни одного хода: чемпионский титул ему присудили автоматически после отказа Фишера участвовать в турнире.
Потом был еще один громкий скандал в матче двух бывших соотечественников – Карпова и Корчного. В 1978 году советский шахматист защищал свой титул от посягательств «невозвращенца» Корчного, который годом раньше вдруг взял и попросил убежища после матча в Нидерландах.
Карпов, как и полагалось настоящему советскому спортсмену, конечно, выиграл, хоть и с минимальным перевесом – 6:5. Весь матч, однако, сопровождался громкими обвинениями и скандальными пресс-конференциями участников.
Немолодые любители шахмат наверняка помнят совершенно дурацкую историю с цветом йогурта, которым, по утверждению Виктора Корчного, советская делегация каким-то образом «подсказывала» Карпову, как ходить на доске. В общем, проигравший матч Корчной выглядел жалко – совсем как тот танцор, которому вечно кое-что мешает.
«Лихие девяностые» изменили не только политический строй на постсоветском пространстве, но и внесли весомые коррективы в расстановку сил в шахматном спорте.
Начиная с Манильской Шахматной Олимпиады 1992 года чемпионские титулы перекочевали к российским шахматистам – тогда команду возглавил уже ставший мировой легендой Гарри Каспаров. Остальные места на мужском пьедестале поделили между собой игроки из бывших республик СССР, ставших наконец независимыми государствами, — узбеки и армяне.
Женскую олимпиаду выиграли шахматистки из Грузии, вторыми стали украинки.
В 90-х не только завершилась полувековая эпоха советской гегемонии в шахматах. Пошла настоящая цепная реакция: Каспаров и Шорт отказались признавать ФИДЕ как организатора своих игр. Следствием стало создание ими параллельного органа – Профессиональной шахматной ассоциации (ПША).
Несколько лет матчи за чемпионские титулы проходили по двум версиям – ФИДЕ и ПША, причем участвовать в них могли одни и те же игроки. С 1996 года в шахматном мире снова единолично правит ФИДЕ. Организация-конкурент лишилась финансирования и благополучно прекратила свое существование.
Однако главная революция 90-х – начало развития компьютерных шахмат. С появлением первых шахматных программ изменился формат матчей: отпала необходимость в откладывании игры на следующий день.
С каждым годом chess-программы совершенствуются. На сегодняшний день они играют на гроссмейстерском уровне. Меняется и сама игра: кроме классических шахмат существуют различные альтернативные виды этой древней игры. Но о них – ниже.
В клетчатой коробке, которая обычно служит еще и полем игры, помещается 32 фигурки – 16 «белых» и столько же «черных». Цветовое описание очень условно: на самом деле речь идет лишь о светлых и темных фигурах – не обязательно, чтобы они были именно белыми и черными.
У каждого игрока на его части поля расставляется сразу все войско» по двум горизонталям. Белые выстраиваются на горизонталях 1 и 2, черные – на 7 и 8.
На первой и восьмой горизонтали игроки размещают ладьи, коней, слонов (это – парные фигуры), между ними – короля и ферзя.
Вторую и седьмую горизонтали занимают пешки. Вот какие полномочия и силу имеют шахматные фигуры:
Фигура на доске самая важная, но при этом – самая слабая. Ходит только на соседние клетки, но направления могут быть любыми – прямо, вправо, влево, по диагонали.
У нас эту фигуру принято называть королевой. Это — самая могущественная фигура на поле: она ходит, как ей вздумается, — на любое расстояние и в любом направлении. Интересно, что ферзь не всегда был таким сильным: он получил неограниченные права после вмешательства – читайте, по капризу — испанской королевы Изабеллы.
Это – парная фигура: у каждого игрока их по две. Ходит она всего в двух направлениях – по вертикали и горизонтали, но на любое расстояние. Ладья – вторая по мощи фигура после ферзя. Интересно, что она вступает в игру ближе к развязке, а до тех пор стоит себе тихо-мирно на флангах и ждет своего часа. Еще ее называют турой: по-французски слово tour означает башню – кстати, действительно очень похоже.
Эта фигура ходит строго по диагонали без ограничений по расстоянию. Другое ее название среди наших шахматистов – «офицер». В Европе у слона еще более интересные названия – в Англии это епископ, во Франции — шут, в Германии – почему-то бегун.
Есть предположение, что эту фигуру стали так называть из-за угадывающегося сходства с человеком в высокой остроконечной шляпе – ну и чем вам не офицер или епископ?
Тоже парная фигура и, пожалуй, единственная на доске, которая ходит с выкрутасами, – буквой «Г». Сначала его передвигают на две клетки вперед, а потом поворачивают на одну вправо или влево. Есть еще один вариант движения – сначала на те же две клетки по горизонтали, а потом – на одну вперед.
Еще одно отличие коня от других фигур – в том, что он может «перешагивать» через любую фигуру на доске.
У коня нет в русском языке другого названия, а в европейских как только его ни зовут – и рыцарем (в Великобритании), и кавалером (во Франции), и прыгуном – в Германии и Польше.
Самая слабая и ограниченная в передвижении фигура – она ходит только вперед и на одно поле. Правда, в некоторых случаях пешка может передвигаться вперед по вертикали или вправо-вперед (влево-вперед) по диагонали, но тоже только на один шаг. Это происходит в ситуациях, которые в шахматах называются ходами «без взятия» и «со взятием».
Единственный раз пешка передвигается сразу на два поля вперед в самом начале игры, когда стоит на своем месте – во второй или седьмой горизонтали.
Существует также прием, известный под названием «превращение пешки», — это когда ее заменяют любой другой нужной фигурой, если пешке удалось пройти на последнюю горизонталь противника.
Правил в шахматах не так уж много – главным образом они связаны с тем, как передвигаются фигуры. Если игрок твердо усвоил законы хождения, то половину шахматной науки он уже изучил.
Сама игра делится на три периода, каждый из которых имеет свое название:
Дебют – самое начало матча, состоящее примерно из 10 ходов.
Миттельшпиль – середина игры, которая начинается сразу после дебюта. Разгар событий, так сказать – на шахматной доске разыгрывается настоящее сражение. Довольно часто миттельшпиль становится по существу конечной стадией игры, если одна из сторон провела какую-то мега-эффективную комбинацию.
Эндшпиль – завершающий этап, когда на доске остается минимум фигур.
Итак, правило номер один: белые начинают игру. Всегда. Игрок, которому при жеребьевке досталась светлая фигурка, делает первый ход. Ход – это обычное движение выбранной фигуры в соответствии с ее «полномочиями».
Далее противник передвигает какую-то свою, например, пешку, в ответ. И так – пока не закончится игра.
Во время матча могут возникать ситуации, каждая из которых получила свое название:
Рокировка – перестановка короля и одной ладьи. Короля можно передвинуть на две клетки ближе к ладье. Ладья же занимает место где-то между начальной и конечной позициями короля. Там есть еще множество всяких нюансов – например, рокировку провести нельзя, если между этой парой уже есть другая фигура. Однако существует одно условие, которое должно обязательно соблюдаться: такое передвижение фигур возможно, только если король и ладья с начала игры еще ни разу не переходили на другие клетки.
Есть и еще одно правило: рокировку начинают с передвижения короля.
Взятие на проходе – поединок пешек. Если одна из них передвигается по «битому» полю (есть и такой термин в шахматах) через две клетки, то ее может атаковать вражеская пешка – та самая, под чьим ударом и находится сейчас поле.
Превращение пешки – уже упоминавшаяся комбинация, при которой дошедшую до последней горизонтали противника пешку игрок имеет право заменить на любую другую.
Чем сердце успокоится? Проигрышем, победой или ничьей. В шахматах они имеют собственные названия:
Шах – это когда король на волоске от взятия в плен. Игрок, чей король оказывается «под шахом» обязан сделать все, чтобы вывести свою главную фигуру из-под удара. Если это не удается, тогда – мат.
Мат – поражение одной из сторон, когда короля вывести из-под удара невозможно. Проигравший официально признает свое поражение и утирает слезы отчаяния, а победитель получает причитающиеся ему плюшки.
Пат – «зависшая» партия, когда один из игроков и рад бы, да не может сделать свой очередной ход. Причина – отсутствие фигур на его стороне доски или невозможность продолжить передвижение по правилам. Важно: его король не должен быть в это время под шахом – иначе какой же это пат? Это – угроза поражения! Чаще всего в патовой ситуации объявляют ничью.
Ничья – это результат партии, в которой не выиграл никто. В турнирах ее обозначают половиной очка, тогда как за победу начисляется очко. Существует несколько причин для объявления ничьи:
1. На доске стоит пат. Один из игроков имеет право хода, но не может его сделать. Например, королю не объявлен шах, но все доступные варианты хода заблокированы фигурами соперника. В этом случае партия объявляется ничьей по причине пата.
Первая патовая ситуация в истории матчей за мировой титул произошла в 1978 году. Претендент Виктор Корчной и чемпион Анатолий Карпов находились в натянутых отношениях, и хотя позиция была абсолютно ничейной, никто из соперников не желал вступать в переговоры. В итоге на доске возник пат, а партия автоматически была признана ничьей.
2. Соглашение игроков. На определенном этапе игры один из участников может сделать ход и сказать: «Предлагаю ничью». Если соперник согласен, то после этого игроки пожимают друг другу руки, останавливают часы и оформляют бланк партии.
По различным причинам противник может не согласиться с таким исходом партии и пожелать продолжить игру. Это означает, что предложение на ничью принято не было.
В современных шахматах часто действует «Софийское правило», по которому нельзя заключать соглашение о ничье до определенного хода без санкции арбитра.
3. Недостаток материала. Например, на поле остаются два противоборствующих короля и по одной из легких фигур. Мат невозможен и продолжать игру нет смысла.
Ничью также могут объявить, если по результатам партии ни одному из королей невозможно поставить мат. Если игроки пять раз подряд вынужденно повторяют одни и те же ходы, то исходом такой партии тоже становится ничья.
Существует также интересное «правило 50 ходов»: это когда последние 50 ходов партии игроки выполняют без ходов пешкой и без взятия. С 2014 года партия также считается ничейной, если игроки сделали 75 таких ходов.
Ну и напоследок: чтобы стать чемпионом, вовсе не обязательно блистательно выиграть все или почти все партии. Иногда достаточно иметь дело с противником-раздолбаем – или с каким-нибудь принципиальным скандалистом вроде Бобби Фишера.
Не пришел на игру без уважительной причины, официально отказался играть, покинул зал без разрешения судьи, нарушил правила, пользовался запрещенными ходами – и все, твою возможную победу празднует твой противник. Помните историю с Карповым и Фишером?
Шахматный мир не скучает: наравне с классическим вариантом древней игры существует солидное количество ее разновидностей, которые в той или иной степени похожи на шахматы.
К самым популярным относятся:
- Японские шахматы (сёги)
- Китайские сянци
- Командные (деловые)
- Шахматы на больших досках
- Мини-шахматы
- Шведские
- Немецкие (четверные)
- Русские четверные
Еще известны шахматы вслепую, с другой расстановкой и количеством фигур – так называемые шахматы Фишера, многоходовые, поддавки.
Если описывать в подробностях все существующие разновидности игры, то получится целый трактат, поэтому остановимся лишь на нескольких.
Военные шахматы
Фактически это – игра вслепую. Игроки не видят фигур соперника и делают ходы наугад, что очень потешает зрителей. Довольно интересное и, главное, зрелищное мероприятие.
Крэйзихаус
Ну да, можно и так сказать об этой игре – сумасшедший дом в чистом видеJ Не успели вы побить фигуру противника, как она тут же «перекрашивается» в цвет вашего набора шахмат. Вы сегодня играете белыми и выигрываете? Прекрасно! Тогда просто наблюдайте, как на доске растет ваша «армия»… Так и до шизы недалеко. Впрочем, «новобранцев» можно использовать в дальнейших ходах.
Шведские шахматы
Весело, прикольно, азарт зашкаливает – так вкратце можно описать эту игру. Еще одна вариация на тему сумасшедшего дома: второе ее название – Bughouse, что в переводе как раз и означает обитель умалишенных. Почему так? Ну знаете, а как еще со стороны должны выглядеть две пары игроков за двумя досками, то и дело передающие своим напарникам выигранные фигуры?
Все происходит очень динамично, если не сказать – быстро, поэтому наблюдать за игрой неимоверно интересно. Шведские шахматы настолько популярны, что по ним даже проводятся чемпионаты.
Поддавки
Это как раз тот случай, когда объявленный шах или, что еще лучше, мат – повод для самой светлой радости «проигравшего». В игре в поддавки главная цель каждого участника – как можно круче подставиться вплоть до сокрушительного разгрома. Проиграл – значит, выиграл. Очень забавно. Я бы точно стал несокрушимым чемпионом!:)
Такие оригинальные вариации на тему шахмат не просто очень популярны – в конце концов, классическая индийская игра – штука академичная и довольно сложная. По ним проводятся полноценные турниры – индивидуальные и командные. Определяется призовой фонд, который потом получают победители, — так что тут все всерьез.
В конце 1940-х — начале 1950-х разработкой программ для шахматного компьютера занялись американский инженер Клод Шеннон и английский математик Алан Тьюринг. В 1948 году Тьюрингом был написан первый алгоритм «Бумажная машина», позволяющий простому любителю шахмат обыграть профессионала.
В 1952 году американский математик и физик разработал MANIAC I (Mathematical Analyzer, Numerical Integrator, and Computer) — первую компьютерную машину. Алгоритм MiniMax выбирал наилучший вариант хода из всех возможных.
Как известно, советские шахматисты в то время были явными лидерами. Похожая ситуация наблюдалась и в мире высокой техники. В 1967 году, созданная СССР шахматная программа победила в матче программу Стэнфордского университета, 3-1.
Через 6 лет, в 1974 году был проведен первый чемпионат мира среди шахматных движков. Советская «Каисса» одержала победу во всех 4 партиях и стала лучшей на этом престижном турнире.
Однако все это было лишь началом пути компьютера в шахматах. Уже в 1983 году на свет появилась машина Belle. Она играла в силу мастера (примерный рейтинг 2250).
Компьютеры становились уже конкурентоспособны. Известен случай, когда шотландский мастер Леви поспорил в 1968 году, что за 10 лет он ни разу не уступит компьютеру. Спор он выиграл. Шотландец уступил только в 1989 году программе DeepThought.
Впрочем, указанную выше программу с легкостью победил Гарри Каспаров. Впервые в истории планеты чемпион мира уступил компьютеру в 1996 году. Дело было в Филадельфии. Но матч против Deep Blue остался за Гарри Кимовичем: 3,5 на 2,5.
Прошел всего год, программа усилилась. Это позволило ей одолеть великого Каспарова со счетом 3,5:2,5. Ситуация для человека стала тревожной.
В 21 веке движок сломил чашу весов в свою пользу. Последний крупный матч, состоявшийся между компьютером и сильнейшим игроком, прошел в 2006 году. Владимир Крамник уступил 2:4 Deep Fritz. До этого от рук машины пострадали другие ведущие гроссмейстеры того времени: Адамс, Свидлер, Топалов и т.д.
Сейчас главными шахматными программами считаются LeelaChessZero, AlphaZero, Stockfish и Komodo.
Эти движки в разы сильнее даже Магнуса Карлсена. Их особенность в том, что средняя сила хода компьютера гораздо выше человеческого. Плюс никаких зевков допустить они не могут. В программы заложены базы эндшпилей. Расчет ходов гораздо глубже, чем у человека.
Теперь компьютер используется как верный соратник шахматистов. Он позволяет, например, обнаружить интересную новинку, в том или ином дебюте. И удивить своего соперника. Кропотливая игра в шахматы человек против компьютера позволяет «элитным» гроссмейстерам обновлять свои дебютные знания. Особенно это важно перед важным турниром или матчем.
Сейчас шансов победить у машины нет ни у одного спортсмена. Даже Магнус Карлсен в свой лучший день будет бессилен.
Шахматы создали интеллектуалы для интеллектуалов – и с тех пор ничего не изменилось: в них по-прежнему играют развитые, серьезные, образованные люди.
Тест на эрудицию
В подготовке материала была использована информация сайта znaki.fm
Нашли ошибку в тексте? Выделите текст, содержащий ошибку и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter. Мы увидим и исправим ошибку. Спасибо за внимание.
+ Комментариев нет
Добавьте свой