«Мне есть, что спеть перед Всевышним». Жизнь, творчество и любимые женщины Владимира Высоцкого

Estimated read time 15 мин на чтение

43 года назад из жизни ушел легендарный поэт, музыкант, актер театра и кино, бард Владимир Семенович Высоцкий. В день похорон артиста площадь перед Театром на Таганке была переполнена народом, люди вставали даже на крыши, чтобы проститься со своим кумиром.

Владимир Высоцкий стал легендой еще при жизни. В нем удивительным образом сочетались упорство, целеустремленность, огромное трудолюбие и вместе с тем некая безбашенность и даже авантюризм. Он не был похож ни на кого, но в любой компании, перед любой аудиторией он всегда был своим.

Создатель и художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов так говорил о Высоцком: «У Володи был дар удивительный, он умел любить человека. Поэтому к нему так тянулись люди». Его любили за то, что в своих песнях он прежде всего был честен.

Он не писал о том, чего не чувствовал и чего не переживал. Песни, которые он пел с надрывом, с яростным исступлением, не оставляли равнодушными никого. О жизни самого пронзительного автора-исполнителя в нашем материале.

Детство Владимира Высоцкого

День рождения Владимира Высоцкого

«Я рождался не в муках, не в злобе»

Владимир Высоцкий появился на свет в Москве 25 января 1938 года – Нина Максимовна Высоцкая, мама будущего поэта, вспоминала потом, что, едва родившись, он закричал не тоненьким голоском, как все новорожденные, а сразу басом.

Семью Высоцкого сложно назвать семьей в классическом смысле. Его родители не жили вместе: отец служил в Новосибирске, мама работала в Москве референтом-переводчиком.

В 1935 году брат Нины Владимир познакомил ее со сво­им однокурсником Семеном Высоцким. Красивый и обаятельный студент политехникума связи замечательно исполнял песни Александра Вертинского и Петра Лещенко, аккомпанируя себе на фортепьяно, и легко покорил серд­це Нины Максимовны. Вскоре выпускник политехникума получает назначение в Новосибирск на местный почтамт. Туда они едут вме­сте с Ниной как муж и жена. Однако совместная жизнь не задалась, и в июне 37-го Нина возвратилась в Москву.

Детство Владимира Высоцкого

Первые годы на Первой Мещанской

Маленький Володя жил вместе с мамой в большой коммунальной квартире на Первой Мещанской улице – они оказались там благодаря дедушке по материнской линии, Максиму Ива­новичу Серегину. Четырнадцатилетним подростком он приехал в Москву на заработки. Сначала был носильщиком, а потом работал швейцаром в разных гостиницах. Последней оказалась гостиница «Наталис» на Первой Мещанской. В 1923 году трехэтаж­ная «Наталис» превратилась в жилой дом, жилье в котором пре­жде всего получили бывшие служащие гостиницы. Комнату на последнем этаже выделили и Максиму Серегину, где он и поселился со своей семьей.

«Дом на Первой Мещанской, в котором Володя провел свои детские годы, был замечатель­ным. На третьем этаже двери шестнадцати комнат, в каждой из которых жила отдельная семья, выходили в общий широкий и светлый коридор, большая кухня с газовыми плитами, где готови­ли обеды, общались друг с другом соседки, в коридоре играли дети. Народ в нашем доме был, в основном, хороший, отзывчивый, почти в каждой семье было несколько детей. Мы тесно общались семья­ми, устраивали совместные обеды и чаепития, в трудные моменты не оставляли человека без внимания, случалось и ночами дежури­ли у постели больного», – вспоминала Нина Максимовна.

Впервые Володя попал в театр, когда ему еще не было трех лет – в кукольном театре на улице 25-го Октября они с мамой смотрели забавный спектакль про зверюшек, назывался он «Цветные хвостики». Володя был настолько впечатлен, что по нескольку раз пересказывал своим маленьким друзьям сюжет, пересказывал подробно, образно и там, где нужно, с юмором. Немного позже в еще больший восторг его приведет мхатовская «Синяя птица». Театр останется в жизни Высоцкого навсегда.

Владимир Высоцкий в войну

Проводы отца на фронт

В марте 1941 года Нина Максимовна и Володя проводили к месту службы Семена Владимировича. Ни­кто из них еще не знал, что через три месяца начнется война. Семен Высоцкий к тому моменту уже прошел курс вневойсковой подготовки, ему было присвоено звание младшего лейтенанта­, и с марта 1941-го года он начинает военную карьеру в должности заместителя командира батальона связи.

Проводы отца были одними из первых воспоминаний маленького Володи. Он так хотел поехать вместе с ним, что его не стали отговаривать и разрешили сесть в вагон вместе с Семеном Владимировичем. Но перед отправлением мальчика позвали погулять по перрону, и поезд ушел без него. Володя так расстроился, что его пришлось нести на руках.

«Я помню, например, как я провожал отца на фронт. Досконально просто, до одной секунды. Как меня провели в поезд, как я сел, сказал: «Вот тут мы поедем». Они говорят: «Ну, пойдем на перрон, там погуляем». И вдруг я смотрю, а он уже машет платком мне… А обратно меня нес муж Гиси Моисеевны, дядя Яша (соседи по квартире), на руках, потому что я был в совершенной растерянности и молчал, обидевшись, что меня так обманули: я уже с отцом ехал, и вдруг они меня не взяли…» – вспоминал Высоцкий во время одного из своих выступлений.

К началу Великой Отечественной Володе было всего три с половиной года. Но он не по годам стойко переносил все тяготы неустроенного военного быта.

«В первые месяцы войны мне приходилось брать его, трехлетнего, с собой на работу. Иной раз спал он там, прямо на столах. Когда бывали воздушные тревоги, мы спускались в бомбоубежище. Там всегда битком набито народу, душно и жарко. А он хоть бы раз захныкал. Напротив, со всеми пе­резнакомится, начнет разговаривать…» – рассказывала Нина Максимовна.

В середине июля 1941 года началась эвакуация из Москвы семей с детьми. Вместе с детским садом парфюмерной фабрики «Свобода», на ко­торой в то время работал дед – Вла­димир Семенович – Нина Максимовна с сыном выезжают на Урал. Только через шесть утомительных суток в товарном вагоне добра­лись они до конечного пункта. Деревня Воронцовка в пятнадцати километрах от города Бузулук станет их домом на два трудных года.

Что такое счастье

Нина Максимовна работала на местном спиртзаводе приемщиком сырья и лаборантом. Володя жил отдельно от матери, в детском саду, который разместили в здании бывшего клуба. Нина Максимовна сына видела редко, но сохранила в памяти два эпизода:

«…Иногда я приносила ему с работы чашку молока, он ею делился с другими детьми, говоря при этом: «У них здесь мамы нет, им никто не принесет».

И еще одно ее воспоминание:

«Во время одной из наших встреч он спрашивает меня: «Мама, а что такое счастье?» Я удивилась, конечно, такому взрослому вопросу, но, как могла, объяснила ему. Спустя некоторое время, при новой нашей встрече, он мне радостно сообщает: «Мамочка, сегодня у нас было счастье!» –»Какое же?» – спрашиваю я его. «Манная каша без комков!» – ответил Володя».

Переезд в Германию

В 1943-м они вернулись в Москву. А через два года Володя пошел в школу. Учился он хорошо, но отличником не был — много хулиганил, передразнивал одноклассников и учителей, отвлекался на уроках. Его считали талантливым лентяем – такие обычно есть в каждом классе.

В 1946 году родители Высоцкого официально развелись. Нина Максимовна снова вышла замуж, но отношения с отчимом у Володи не сложились. Поэтому, когда через год Семен Владимирович получил назначение в Группу советских войск в Германии, было решено, что Володя отправится вместе с отцом и его новой женой, Евгенией Степановной Лихалатовой, которую он ласково называл «мама Женя».

Биографы Высоцкого отмечают, что его детство сложно назвать несчастливым. Просто оно было каким-то неустроенным: мать и отчим, отец и мачеха, постоянные переезды – любой ребенок запутается, где его настоящая семья. Хотя жизнь в Германии должна была казаться сказочной: отдельная трехкомнатная квартира, сшитая специально для Володи военная форма (он во всем хотел походить на отца), подаренный Семеном Владимировичем велосипед.

В Германии Володя начал учиться игре на фортепьяно, но очень противился этому. Тогда Евгения Степановна пошла на хитрость: тоже начала брать уроки музыки и вызвала Володю на соревнование. Не принять вызов он, конечно, не мог.

Возвращение в Москву

«Где его 16 лет на Большом Каретном?»

В октябре 1949 года Высоцкие вернулись в Москву. Одиннадцатилетний Володя продолжил учебу в новой школе №186 в Большом Каретном переулке. Там же был дом, в котором он жил вместе с отцом и «мамой Женей». Дворовая компания сперва не приняла чужака, которого прозвали «американцем» за яркую заграничную куртку. Володе пришлось привести друзей с Первой Мещанской и «объяснить, кто здесь американец».

Там, на воспетом Высоцким Большом Каретном, формировался его кодекс поведения. Не задумываясь, лезть в драку, если кто-то попытается оскорбить. Защищать слабых. Никогда не предавать друзей. У компании Высоцкого был даже собственный устав. Например, друзья поклялись относиться к женщинам не «по-товарищески», как предписывалось в то время Уставом комсомола, а по-рыцарски.

Творчество Высоцкого

Первые шаги в искусстве

В 10 классе Владимир стал заниматься в драмкружке при Доме учителя на улице Горького. Руководил кружком артист МХАТа Владимир Николаевич Богомолов. Однажды Нина Максимовна пришла туда на репетицию. Она так вспоминает о своем впечатлении от игры сына:

«Володя изображал крестьянина, который пришел на вокзал и требует у кассирши билет, ему отвечают, что билетов нет, а он добивается своего. Я впервые видела его на сцене и до сих пор помню свое удивление, настолько неожиданными были для меня все его актерские приемы. После репетиции я подошла к Богомолову и спросила: «Может ли Володя посвятить свою жизнь сцене?» – «Не только может, но должен! У вашего сына талант», – ответил актер. Володя до глубокой ночи пропадал в кружке».

К окончанию школы Владимир точно знал, что хочет быть актером и заявил родителям о своем желании поступать в театральный институт. Но семья убедила его, что лучше стать «нормальным инженером». Особенно на этом настаивал отец. Высоцкий поступил в Московский инженерно-строительный институт, но бросил его через полгода. Решение он принял в новогоднюю ночь 1956 года.

Ещё по теме:  "В этот день родили меня на свет..."

Вместе со школьным другом и однокашником по институту Игорем Кохановским Владимир встречал Новый год за рисованием чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола банку с тушью (по другой версии – с остатками крепкого кофе) и стал поливать ее содержимым свой чертеж со словами: «Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это – не мое».

Игорь Кохановский и Владимир Высоцкий

Летом 1956-го Владимир Высоцкий стал студентом актерского отделения Школы-студии МХАТ. Первой его театральной работой была роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание», а ролью в кино – эпизодическая роль студента Пети в фильме «Сверстницы». Впереди его ждала всесоюзная слава.

Личная жизнь Владимира Высоцкого

Любовь была важной составляющей в жизни артиста, вокруг которого всегда были женщины. Первой супругой стала актриса Изольда (Иза) Жукова – однокурсница, с которой Высоцкий познакомился на первом курсе во время учебы в школе-студии МХАТ. При этом на момент начала романа Иза была замужем за другим мужчиной и некоторое время не могла получить развод. После учебы девушка уехала работать по распределению в Киев, а Высоцкий приезжал к ней.

Изольда Жукова и Владимир Высоцкий

Наконец, в 1960 году после возвращения Изы в Москву они сыграли свадьбу. Но счастье не длилось долго. Иза перенесла выкидыш. В итоге муж и жена стали жить каждый своей жизнью. А в дальнейшем подруга, по слухам, заявила Изе о том, что актриса Людмила Абрамова ждет от Высоцкого ребенка. Пара развелась только в 1965 году, хотя Владимир и Изольда к тому моменту уже давно не были вместе.

Высоцкий прожил с Людмилой Абрамовой несколько лет в неофициальном браке, а в 1965-м они узаконили отношения. Они познакомились в Ленинграде на съемках художественного фильма «713-й просит посадку». По семейному преданию, однажды в ресторане Высоцкий не сумел заплатить за ужин. Выйдя на крыльцо, он обратился к направлявшейся в гостиницу Людмиле с просьбой одолжить необходимую сумму. Та в ответ сняла с руки кольцо — фамильную драгоценность, доставшуюся в наследство от бабушки, – и отдала незнакомцу с предложением оставить его в ресторане в качестве залога. На следующий день Высоцкий нашел деньги, выкупил кольцо и вернул его актрисе.

Высоцкий и Абрамова в фильме «713-й просит посадку»

В браке с Абрамовой родились двое сыновей – Аркадий и Никита, и оба связали свою жизнь с кино. Кстати, родители поженились уже после рождения детей. Но и этот союз не продлился долго – в 1968 году Владимир и Людмила разошлись.

Многое рассказывали и о романе Высоцкого с актрисой Татьяной Иваненко, который, предположительно, начался в 1966 году и продлился несколько лет. По данным СМИ, отношения с Таней у артиста продолжались и во время начала романа с французской актрисой и певицей Мариной Влади. Ходили слухи, что Татьяна забеременела от Высоцкого, но он не хотел ребенка и попросил ее сделать выбор между ним и малышом. Татьяна его сделала и исчезла из жизни возлюбленного. В 1972 году она родила дочь Анастасию. В ее свидетельстве о рождении указана фамилия «Иваненко», однако театральные коллеги Высоцкого и Татьяны не сомневались, что Настя – дочь Владимира Семеновича.

Марину Влади Высоцкий впервые увидел в киноленте «Колдунья» и сразу влюбился. Как пишут СМИ, он пересматривал фильм и мечтал об актрисе. Однажды им все-таки удалось познакомиться – артист прибыл в ресторан, где отдыхала Марина. По данным из открытых источников, он направился прямо к ней, взял ее за руку и не сводил с нее глаз. Они поженились в 1970 году и были в браке десять лет – до самой смерти артиста. Марину Влади многие считают главной любовью и музой в жизни Высоцкого, но не последней.

Владимир Высоцкий и Марина Влади

В последние годы рядом с бардом была еще и студентка Оксана Афанасьева – дочь литератора, для которой Высоцкий стал первой любовью. Как говорят, он влюбился в нее с первого взгляда в Театре на Таганке. В итоге Оксана переехала к Высоцкому, а Марина Влади в то время жила в Париже. Сценарист Эдуард Володарский потом вспоминал об одном из признаний Высоцкого:

«Если со мной что-то случится и я сдохну — мне больше всего Ксюху жалко, я же ей и отец, и любовник, и попечитель».

Смерть Владимира Высоцкого

Неизбежные слухи

Слухи о кончине Высоцкого неоднократно появлялись задолго до его официальной смерти. Кто-то утверждал, что Владимир Семенович застрелился, вскрыл себе вены. Некоторые заявления были совершенно абсурдными. Так, актер Валерий Золотухин рассказывал: «За два часа до встречи с Высоцким в Риге, на съемках у Митты, мне сообщили достоверно, что он подавился рыбной костью…».

Казалось, что сплетни рождались гораздо быстрее произведений самого поэта. Одни говорили, что он сидел и за свои песни, и из-за проблем с законом. Другие обвиняли в том, что женился на иностранке и уехал за границу, предав тем самым родину.

Ещё по теме:  "Последний герой": 33 года без Цоя.

«Все мы в какой-то период нашей жизни страдаем от слухов… Несколько раз я уже похоронен, несколько раз уехал, несколько раз отсидел, причем такие сроки, что еще лет сто надо прожить… Одна девочка из Новосибирска меня спросила: «Правда, что вы умерли?» Я говорю: «Не знаю», — рассказывал артист на одном из концертов.

А ведь на самом деле Владимир Высоцкий не раз попадал в реанимацию. На его счету несколько автомобильных аварий и две клинические смерти. В гостях у актера Всеволода Абдулова 30-летний Высоцкий внезапно почувствовал себя плохо: пошла горлом кровь. Как позже написал в своем дневнике Золотухин, «Скорая приехала через час и везти не хотела: боялись, что умрет в дороге».

«…Все творческие люди это делают»

Точная причина смерти Владимира Семеновича так и не была установлена. Родственники сделали все возможное, чтобы вскрытие не производилось. По одним данным, причиной смерти послужили наркотики и алкоголь, по другим – самоудушение, запись в заключении о смерти гласит: «Причина – острая сердечно-сосудистая недостаточность».

О проблеме артиста с наркотиками писала в свое время еще его жена Марина Влади в автобиографичной повести «Владимир…». Близкий друг поэта Валерий Янклович вспоминал: «Я много говорил с Володей на эту тему. Он мне сказал: «Вот ты не был на Западе, а там все творческие люди это делают. Это ведь стимулирует творчество. Я же не злоупотребляю, а только для поддержания формы. И мне это помогает».

Многие также утверждали, что Высоцкий не справился с алкогольной зависимостью. Ведь он неоднократно предпринимал попытки побороть страшную болезнь, ложился в больницы, прибегал к различным новомодным процедурам. Но в определенный момент не выдерживал, срывался. «Несколько раз я делал «вшивку». Володя следил: сколько таблеток, на какой срок. Он привозил их из-за границы. Но потом Володя научился сам их выковыривать…», — вспоминал личный врач артиста Анатолий Федотов.

Известно, что 25 июля 1979 года Высоцкий был в состоянии клинической смерти. Тогда его спас Федотов, который, правда, так и не успел помочь артисту год спустя. Как выяснилось позже, причиной клинической смерти стало полное отсутствие сердечной деятельности, наступившее вследствие введения сильнодействующего препарата.

Последние дни

3 июля 1980 года состоялось одно из последних выступлений Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры. Несмотря на плохое самочувствие, артист отыграл двухчасовой концерт, вместо полутора запланированных часов. 18 июля он последний раз появился на сцене Театра на Таганке в одной из самых известных своих ролей – Гамлета. Говорят, что тогда артист еле доиграл спектакль.

А спустя несколько дней, 23 июля, состояние Владимира Семеновича резко ухудшилось. «Состояние Володи было ужасным. Стало ясно, что надо или предпринимать более активные действия, пытаться любыми способами спасти, или вообще отказываться от всякой помощи. В общем, любое действие было довольно опасным, но другого выхода не было. Мы решили, что надо его брать. Но его друзья сказали, что это большая ответственность и без согласия родителей этого делать нельзя. И мы договорились, что заберем Володю 25 июля. Он был в очень тяжелом состоянии, но впечатления, что он умирает, не было», — цитируют слова врача НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Леонида Сульповара «Новые Известия».

24 июля стало последним днем в жизни великого барда. Он метался по квартире, стонал, не находил себе места, находился практически в бессознательном состоянии. В какой-то момент он подошел к Янкловичу и сказал: «Ты знаешь, я сегодня умру!». Позже Янклович позвонил Федотову, попросил его сменить. Как вспоминал сам врач: «Я был со смены — уставший, измотанный. Прилег и уснул — наверное, часа в три. Проснулся от какой-то зловещей тишины — как будто меня кто-то дернул. И к Володе! Зрачки расширены, реакции на свет нет. Я давай дышать, а губы уже холодные. Поздно. Между тремя и половиной пятого утра наступила остановка сердца на фоне инфаркта».

Мне меньше полувека — сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним, —

это было одно из последних стихотворений Высоцкого.

Олимпийская тайна

Владимир Семенович Высоцкий умер в самый разгар Олимпийских Игр, проходивших в Москве. Советские власти всячески пытались скрыть этот факт от народа. О том, что страна лишилась великого поэта, артиста, барда и актера, свидетельствовали лишь два небольших некролога в газетах «Вечерняя Москва» и «Советская Россия» и скромное объявление над окошком кассы Театра на Таганке: «Умер актер Владимир Высоцкий». Тогда ни один человек не сдал обратно билет, сохранив его у себя как реликвию.

Через пару дней за публикацию заметки о смерти Высоцкого был снят с должности главный редактор «Вечерней Москвы». И несмотря на все препятствия, возле Театра на Таганке собралась огромная толпа, люди не расходились на протяжении нескольких дней. В день похорон многие стояли даже на крышах близлежащих зданий. Проститься с артистом пришли около 40 тысяч человек.

Марина Влади сказала одному из друзей мужа Вадиму Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!..»

Могила Высоцкого

Владимир Высоцкий был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве (участок № 1, справа от входа).

Там же 12 октября 1985 года был установлен памятник ему – скульптура из бронзы в полный рост. Композиция необычная: поэт словно вырывается из факела пламени, окутанный смирительной рубашкой. За плечами – гитара, верная спутница и неизменный атрибут.

Лучшие песни Высоцкого

Среди лучших песен Высоцкого обычно выделяют следующие:

«Большой Каретный» (1962);
«На братских могилах (1963−1965);
«Песня о друге» (1966);
«Моя цыганская» (1967−1968);
«Охота на волков» (1968);
«Я не люблю» (1968−1969);
«Он не вернулся из боя» (1969);
«Лирическая» (1969);
«Кони привередливые» (1972);
«Баллада о борьбе» (1975).

Материал подготовлен редакцией сайта erudikon.ru на основе информации из открытых источников


Нашли ошибку в тексте? Выделите текст, содержащий ошибку и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter. Мы увидим и исправим ошибку. Спасибо за внимание. Правописание уведомления вебмастера


+ Комментариев нет

Добавьте свой

19 − тринадцать =